Новости культуры российских регионов
21 октября 2022
Москва

Музей русского импрессионизма представляет выставку Александра Савинова

Помимо персональных работ художника можно увидеть произведения ярких представителей Саратовской школы живописи

         Александра Савинова (1881–1942) современники называли «академиком новой формации» и «умиротворенным Врубелем» благодаря его особой манере письма, которая придавала его картинам миражный эффект, серебристую дымку. Картины Савинова ни с кем не спутаешь. Поверхность его работ напоминает ажурное полотно, наполненное призрачными силуэтами. Любовь художника к классическому наследию Италии, с которым он познакомился во время поездки в конце 1900-х годов, вдохновение Рембрандтом, тесная связь с Волгой – все вместе сплелось в узнаваемом стиле художника.

         Увлечение традицией монументальной росписи античности и Ренессанса нашло отражение в интересе Савинова к многофигурным крупноформатным панно с проработанным рисунком и цветочными мотивами. Савинов также был знаком с древнерусским искусством, впитал современные тенденции новой французской живописи. На их основе сформировался его авторский стиль, яркой иллюстрацией которого стали полотна «Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице» и «В парке культуры».

         На выставке собраны работы из государственных музеев и частных собраний. Представлены работы разных периодов творчества Александра Савинова: от ученических экспериментов до зрелых произведений.

         Посетители впервые увидят посмертный портрет Павла Харитоненко – мецената и промышленника, по заказу которого Савинов расписывал храм-музей Спаса Всемилостивейшего в имении Натальевка под Харьковом. К выставке отреставрированы «Балкон, увитый цветами. Рим» из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств имени И. И. Машкова и «Портрет Надежды Неслуховской» из частной коллекции. Также при участии Фонда поддержки национальной премии «Гражданская инициатива» была восстановлена работа «Окно» из Курганского областного художественного музея.

         Специально для выставки Сергеем Чонишвили записан аудиогид, который доступен бесплатно в приложении Музея. 

         На третьем этаже Музея также открылся спецпроект «Миражи. Саратовская школа». Александр Савинов был ярким представителем Саратовской школы живописи наряду с Виктором Борисовым-Мусатовым, Кузьмой Петровым-Водкиным и Павлом Кузнецовым, Петром Уткиным, чьи работы представлены в рамках спецпроекта. Саратов и Волга были местом силы для этих мастеров, там находятся их истоки, потом каждый пошел по своему пути.

         Спецпроект раскроет феномен Саратовской школы живописи, представители которой на рубеже XIX – XX веков создали оригинальную художественную манеру: в противовес врубелевскому «демонизму» художники писали мир гармонии и покоя. Для многих мастеров Саратовской школы город на Волге, где они получили первоначальное художественное образование, стал отправной точкой на профессиональном пути. А близость к речным просторам и бескрайним степям определила характерные черты их живописи: на картинах в серебристо-голубой гамме, словно миражи, появляются призрачные силуэты героев и предметов.

         Выставку и спецпроект можно увидеть до 22 января.