Новости культуры российских регионов
21 апреля 2024
Москва

Четыре взгляда на мир чувств

SISTEMA GALLERY открывает выставки молодых художниц — Даши Мальцевой, Дарьи Арбузовой, Дарьи Калугиной и Саши Кокачевой
Даша Мальцева Ouverture, 2024 г.

В основном выставочном зале SISTEMA GALLERY представлен проект Даши Мальцевой «Жизнь в розовом цвете». В экспозиции: 23 произведения, в числе которых есть монументальные полотна длиной 6 и 4 метра. Молодая художница подбирает «идеальные» образы из картин Ренессанса и барокко, но при этом разрушает их и пересобирает.

По словам художницы, она хотела создать нечто невообразимо красивое, желанное, как драгоценный камень, а в то же время живое и подвижное, имеющее собственную историю. Показанный на полотнах мир кажется прекрасным и лёгким, праздничным и торжественным. Но иллюзия исчезает, стоит лишь вглядеться в работы, вступить с ними в диалог. Яркие и барочные, картины движутся и рассыпаются на фрагменты, обрастают рогами, чешуёй, перьями, кровавыми фонтанами. Эта двойственность делает их притягательными и отталкивающими одновременно, заставляет всматриваться, открывая все новые детали.

«Картины были написаны под «рыцарским девизом» — «Жизнь в розовом цвете». Через него я передаю послание в своей живописи: не теряйте надежды, продолжайте замечать и видеть красоту, наслаждайтесь торжеством моментов среди непостоянства мира», — рассказывает Даша Мальцева.

Персональная выставка Дарьи Арбузовой «Айдол» посвящена очень популярной виртуальной японской певице Хацуне Мику. Объекты выставки, созданные с помощью нейросетей, являются как бы переходными состояниями трансформации виртуальной певицы, её бесформенной сущностью цифровой программы. Тонкие элементы из стекла и пластика кажутся нерукотворными, самостоятельными организмами. В центре - сияющий алтарь с овальным отверстием — это и экран с айдолом, и зеркало, в котором проявляются желания зрителя. Форма алтаря повторяет силуэт крыльев ангела, покрытые тонкими стеклянными перьями-лучами, которые при приближении оборачиваются шипами.

В проект Саши Кокачевой «Синкопа» вошло 14 картин и объектов из металла, которые исследуют чувство влюбленности, завороженности другим человеком, томительное ожидание взаимности, первые прикосновения, телесное изучение друг друга. Художница опирается на книгу французского философа Ролана Барта «Фрагменты речи влюбленного» (1977), где раскладывается образ мыслей человека, находящегося в хрупком и нестабильном состоянии внутренней экспрессии. «Синкопа» в его книге — это «сбой», в фонетике — пропуск слога, в музыке — нарушение ритма. «В любви Барт трактует его как обнаружение изъяна в Идеале, разочарование и скорбь по тому, что мы чувствовали», — говорит куратор проекта Надя Октябрь.  

Экспозиция работ Дарьи Калугиной «Сердцестояние» посвящена размышлениям о чувствах через призму телесных ощущений и физиологию плоти. Это про страсть к жизни, про слияние человека с миром в моменты полноты чувств. По словам Калугиной, известное стихотворение Игоря Северянина «Villa mon repos» (1921 г.) вдохновило её показать, «каковы мы в порыве, в движении и покое, насколько чувства неотвязны от материального, и всё самое радостное и невыносимое в нас, конечно, на все сто процентов. Всё «мясо» эмоций и чувств выходит за пределы конкретного тела и преображает пространство.