Новости культуры российских регионов
19 февраля 2013
Сибирь

Разблюдовка по сезону

В Кемеровском доме художников открылась выставка «Юбилейная мозаика».

Юбилей, собственно, не у художнического дома, а у музея-заповедника «Томская Писаница»: но выпал он на студеную зимнюю пору, так что праздновать решили в дружественных культурных заведениях. Название оправдано, потому что выставка получилась большая и пестрая. В двух залах первого этажа разместились этнографические, археологические и художественные коллекции самого заповедника, в двух залах второго – произведения кузбасских художников, озабоченных сибирской архаикой. Среди экспонатов «Томской писаницы» - копии петроглифов на микалентной бумаге, предметы быта телеутов и русских поселенцев, фотографии, макеты, живопись и графика, береста и гобелены.

Принцип экспонирования, в общем, нехитрый. На полотне Евгении Юмановой изображены туеса, кадки, жбаны, ступки и т. п. Под полотном сгрудились туеса, кадки, ступки, сундучки, корзины и т. п. В углу на наклонном подиуме большая карта Кузбасса с ареалами расселения калмаков, телеутов и шорцев. Неподалеку предметы телеутской коллекции – эмегендеры и канаттулары, а попросту сказать – культовые предметы, сшитые из лоскутов, и образцы тесьмы с национальным орнаментом. Образцы оружия – кольчуга, меч, пищаль не то мушкет, боевой топор. Опять предметы быта, то ли русского, то ли шорского – котелок, утюжок, прялка, резная горка с посудой. Грамоты, дипломы, медали – есть даже призовая статуэтка работы Церетели, врученная заповеднику за победу в конкурсе «Окно в Россию».

Все это перемежается берестяными панно Олега Комарова и Евгения Животова, акварелями Евгении Юмановой, графикой Василия Кравчука и Марины Коломеец. А также принтами Кристофера Меула – бельгийского гражданина, но давно уже кузбасского художника, зятя новокузнецкой искусствоведки Ольги Галыгиной. Среди работ есть замечательные, но они несколько теряются в этой пестроте. Тем не менее, идея выставить все это в Доме художников оправдана, потому что в самой «Томской писанице» и летом мало кто добредает до выставочного зала: все-таки он расположен на отшибе от главных экспонатов и аттракционов.       

От работ кемеровских художников на втором этаже ждешь чего-то более внятного, потому что сибирская архаика, или архео-арт – одно из магистральных направлений сибирского искусства последних десятилетий. Увы, экспозиция собрана наспех и с бору по сосенке. Пейзажи Августы Тарнавской и Ивана Филичева, графика Татьяны Ашаевой и Василия Кравчука, вариации мотивов наскальной живописи Виктора Ардашкина, Александра Зайцева, Сергея Червова, керамические панно и тарелки Геннадия и Филиппа Свистуновых, и даже детские рисунки и поделки. Впрочем, и здесь есть, на что полюбоваться. Высокой степенью аналитичности отличается живопись и графика Андрея Дрозда. Высокого качества живопись дали на выставку Александр Макеев и Юрий Белокриницкий. Замечательны подносы Надежды Спекторовой «Из глубины веков»: темная, едва угадывающаяся роспись. Как всегда, на высоте берестянщики Комаров и Животов. Неизменной тонкостью отличается графика Сергея Юркова. Но в целом какую-то кураторскую идею в экспозиции проследить сложно, господствует принцип добросовестной иллюстрации.

Тем не менее, выставку посмотреть не вредно: из обилия разнородных впечатлений постепенно складывается богатое послевкусие. Это как селянка или окрошка – чего туда только ни натолкают, однако же обе принадлежат к вершинным достижениям отечественной кухни.