Новости культуры российских регионов
8 июня 2012
Центр

«Только синь сосет глаза…»

Выставочный зал «На Пушкинской» принял произведения Есенинского пленэра.

Выставка, предложившая зрителям плоды восьмидневного Есенинского пленэра, открылась в выставочном зале Союза художников на Пушкинской. В экспозиции – произведения воронежских  мастеров, имена которых хорошо известны ценителям живописи.

– Поле деятельности наших художников давно вышло за рамки Воронежской области, – отметил, открывая выставку, руководитель департамента культуры Иван Образцов. – Здесь представлено более ста работ –  и каждая из них, на мой взгляд,  уникальна. На ряде картин запечатлены места, очень похожие на наши пейзажи, наш Дон… Мне думается, выставку нужно показать и в Рязани тоже; беру на себя обязательство договориться на этот счет  с коллегами из рязанского комитета по культуре. Надо сделать так, чтобы  здесь побывало как можно больше  и воронежских школьников – им просто необходимо открывать глаза на ту красоту, которая есть в нашей великой России.

То, что рязанские пейзажи напрямую перекликаются с воронежскими – бесспорно. Тут как в есенинских стихах: «Не видать конца и края – только синь сосет глаза…» Обстоятельство, с одной стороны, облегчающее задачу художника  (привычная  натура: ничего экзотического, чуждого воронежскому глазу и сердцу), с другой – усложняющее ее. Ведь выдать нечто свое, не повторившись и не «перепевая» неоднократно спетое, потруднее, чем разгадать головоломный ребус. 

– Как показывает практика, запланированные мероприятия, к которым заранее готовятся, часто выхолащиваются, – подметил председатель регионального отделения Союза художников РФ Алексей Смирнов. – Есенинский пленэр возник по другому принципу – совершенно спонтанно, неожиданно. Чем ценен такой экспромт? Он позволяет художнику быть более непосредственным, нежели на плановых мероприятиях. И работы получаются… более, что ли, правдивыми, душевными. Потому что отсутствие подготовительной суеты  сказывается на свежести восприятия ситуации.

Правда, следом Смирнов отметил иное, противоположное сказанному, обстоятельству: представленные работы – не совсем пленэрные. «У меня впечатления, что здесь выставлены не этюды, а самостоятельные произведения – вот  так наши мастера научились работать».

Главный инициатор процесса, директор художественного училища Сергей Гулевский рассказал: не нашлось в Воронеже ни одного художника, который в ответ на предложение поучаствовать в пленэре отказался бы, сославшись на нехватку времени, иные творческие планы и т.д.

– Была бы возможность увеличить группу на 10-15 человек – с удовольствие поехали бы в Константиново и другие, – уверен Сергей Петрович. – Лично я дал себе слово, что обязательно вернусь в те места, где рождалось вдохновение Есенина, причем – в разные времена года. И не в тамошний музей – просто к Оке, к окружающим ее косогорам и часовенкам. Потому что Есенин – это и лето, и весна, и зима, и осень. Все, что нас окружает. Согласен с Иваном Дмитриевичем: эту выставку нельзя рассовать по запасникам. Ее надо возить по школам, университетам, в села и города. Здесь не могло не быть удач: когда пишешь на природе, а в голове звучат стихи Есенина – невероятный подъем испытываешь.