Новости культуры российских регионов
5 июля 2007
Центр

Фонтан или губка?

В год 250-летия Российской академии свои фонды представляет Брянский художественный музей в серии выставок «20 век глазами художника».
Этот проект сотрудники музея во главе с директором Владимиром Мурашко посвящают юбилею академии, раскрывая разные художественные школы и течения. Искусство – не фонтан, а губка. Этот пастернаковский подход в полной мере отражают полотна 40-х – 50-х, представленные на очередной экспозиции из серии «20 век глазами художника». Предыдущая весенняя выставка раскрывала работы из фондов музея 20-30-х годов. Середина прошлого столетия – детство и юность нынешнего старшего поколения. И потому столь ностальгически воспринимает оно эту экспозицию. А для молодых – это наглядная история эпохи, когда письмо за рубеж было целым событием. Кстати, визитной карточной выставки на афише стала картина «Письма зарубежным друзьям». Примета времени в предчувствии оттепели. Узнаваемые по многочисленным репродукциям этюд к известной картине С. Чуйкова «Дочь советской Киргизии» и «Майский дождик» В. Сидорова. Деревенский наив братьев А.и С. Ткачевых. Румяные «Лыжницы» П. Котова. Многие художники, пережившие войну, с новой силой всматриваются в природу. Их пейзажи, портреты и натюрморты наполнены жаждой жизни и радостью мирного бытия. Любопытны жанровые портреты В. Прагера «На приеме у врача», где доктор явно небезразличен к своей молодой пациентке. Преддверие сурового стиля в полотнах В. Рождественского, Г. Нисского, П. Оссовского. Лаконичные сдержанные морские пейзажи и у нашего земляка уроженца Севска А. Русакова, и И. Лизака. Не только реализм и современность представлены в обширной палитре. Сюжеты и манера письма некоторых работ отсылают нас к временам академической школы, когда обязательны были исторические и античные сюжеты. К. Зефиров («Война 1812 года»), В. Юстицкий («У царицы Савской»), С. Романович («Античный праздник урожая», «Сусанна и старцы».