Фильм вышел в 1993 году. Главную роль в картине исполнил молодой Киану Ривз. Это красочная история о духовных поисках, снятая с голливудским размахом и пропитанная мистицизмом древнего Востока. Оператором картины выступил постоянный соратник Бертолуччи — великий Витторио Стораро, а саундтрек создал известный японский композитор Рюити Сакамото.
Фильм состоит из двух параллельных сюжетных линий. Основная рамка сюжета такова: после смерти великого учителя Ламы Дорже тибетские монахи по всему миру ищут человека, который стал его реинкарнацией. Выбор их падает на трёх кандидатов, один из которых — американский мальчик Джесси в исполнении юного Алекса Винзендейнджера. Монах Лама Норби приезжает в Сиэттл, где живёт Джесси, чтобы убедить его родителей позволить сыну уехать в далекий Бутан и пройти там испытание, которое покажет, является ли он перевоплощением учителя. Родители Джесси, хоть и относятся к этой затее с недоверием, готовы позволить своему сыну проводить время с доброжелательным Ламой Норби, который дарит мальчику детский сборник рассказов о жизни принца Сиддхартхи — будущего Будды.
Истории, которые юный герой находит в этой книге, становятся второй главной сюжетной линией картины. Когда Джесси погружается в подаренную книгу, действие фильма переносится на 2500 лет назад, в мифическую Индию. В захватывающем слиянии прошлого и настоящего, «Маленький Будда» рассказывает об эволюции Будды от избалованного принца до безмятежного существа.
Экранным воплощением героя этой притчи становится юный Киану Ривз, который выглядит в этой роли удивительно органично. К 1993 году Ривз уже успел сняться в «На гребне волны», «Мой личный штат Айдахо» и «Дракуле» — картинах, закрепивших за ним статус восходящей звезды. В фильме «Маленький Будда» молодой актёр примеряет на себя непривычный образ одухотворенного мудреца, и его доброжелательная отстраненность как нельзя кстати подходит для изображения спокойного странника-аскета.
«Невинность» – вот что сказал мне Бертолуччи, когда я спросил его, почему он выбрал меня на роль Будды, – рассказывал Киану Ривз. – Я думаю, что в его понимании «невинность» также означает «юность, неведение и наивность». Так или иначе, я считаю, что «невинность» — одна из моих главных характеристик. И моя природная невинность присутствует во мне потому, что я счастлив оттого, что могу проводить время с людьми, не имеющими ничего общего с шоу-бизнесом; я не ощущаю себя «великим» и вовсе не стремлюсь быть звездой».
Действие картины разделяется на две параллельные истории не только сценарно, но и на уровне визуала. Легендарный оператор Витторио Стораро – постоянный соратник Бертолуччи – противопоставляет друг другу реальный и сказочный миры при помощи изменения цветовой палитры: современные эпизоды окрашены в холодные голубо-синие цвета, идеально подходящие туманному дождливому Сиэттлу, тогда как эпизоды из притчи залиты золотым солнечным светом и пестрыми красками. Он очерчивает художественную границу между Западом и Востоком так, чтобы она была понятна не только взрослым, но и детям, на которых также рассчитана картина.
Бернардо Бертолуччи называет эту картину завершением своей «Восточной трилогии», в которую также входят фильмы «Последний император» и «Под покровом небес». На протяжении всей трилогии режиссер переосмысляет свои более ранние взгляды на религию, человека и духовность. Несмотря на монументальность поднятых тем, режиссеру удаётся не перегружать «Маленького Будду» излишне многослойными размышлениями. Он не подводит зрителя к экзистенциальному кризису, а в сказочной манере рассказывает аудитории про основные заповеди буддизма, нарядив их в потрясающего вида одеяния.