Новости культуры российских регионов
2 мая 2024
Москва

Евангельские мотивы в творчестве модернистов

Дом русского зарубежья им. А. Солженицына представляет проект «Ars Sacra nova. От мифа к символу»
Кл. Лебедев "Пасха в Посольстве" 1890-е

Выставка «Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.» входит в многочастную серию в рамках проекта «Изменившие мир. Влияние русских деятелей культуры рубежа XIX-XX вв. на мировой художественный процесс». Здесь представлены работы, созданные в первой половине ХХ века в России и эмиграции. Живопись, графика, скульптура, предметы ДПИ, фотография, архивные документы.

В экспозиции работы Льва Бакста, Ивана Билибина, Аполлинария и Виктора Васнецовых, Александра Коновалова, Павла Корина, Клавдия Лебедева, Михаила Нестерова, Николая Рериха, Бориса Андрея Рябушкина, Дмитрия Стеллецкого, Василия Чекрыгина, Алексея Щусева и других.

Рубеж XIX и XX веков – время перемен и надвигающихся катастроф – был самым плодотворным в художественной культуре. Новые объединения – спорящие и конкурирующие между собой – от символизма до супрематизма – поочерёдно занимали главенствующую роль.

Как пишет искусствовед Любовь Агафонова: «Напряженные философско-нравственные искания этих лет, отразились в искусстве. Поиски надмирного, того небесного, на которое человек не может повлиять, но всегда ждет оттуда помощи, идеализация исторических личностей прошлого, поиски идеального существования, которого нет в повседневности, – всё это отразилось в искусстве, в творчестве художников. Ответ на духовные поиски виделся, в том числе, и в возвращении к исконно народным, религиозно-нравственным истокам».

Концепция проекта плотно связывает литературу, живопись, историю и географию России. Исторические личности и святые, реальные исторические события или те, что стали мифом, вдохновляли художников. Выдающиеся деятели культуры и искусства посвящали этим событиям свои творческие искания. Несмотря на достаточно строгую каноничность ряда сюжетов, художникам всегда удавалось найти свой собственный стиль в композициях своих произведений.

Выставка входит в параллельную программу концертного исследовательского проекта «Musica Sacra Nova» Московской государственной академической филармонии и Фонда Николая Каретникова. Тема нынешнего сезона: «От модерна к первому авангарду». В центре внимания – период истории русского искусства, где впервые прослеживается выход в «новую сакральность». Проект изучает творчество нескольких поколений отечественных композиторов, художников и литераторов XX века, с позиции нового религиозного искусства. Заключительный концерт цикла в этом сезоне состоится 27 июня в Концертном зале им. П.И. Чайковского.

Выставка будет работать до 15 сентября.