Работа в Центральной научной библиотеке Союза театральных деятелей РФ часто дарит открытия не только читателям, но и сотрудникам. Старая фотография, выпавшая из ящика, вдруг пробудит интерес к изображенному на ней сюжету, что повлечет за собой анализ имеющихся материалов и поиск недостающей информации. А далее захочется взять в руки книгу по теме, пролистать статью… Маленькая фотоподборка по Боливии подарила автору этой заметки два дня, наполненных энтузиазмом, достойным настоящего путешественника. И пусть путешествие это осталось виртуальным, но эмоции и азарт от него – самые что ни на есть подлинные.
«Если бы вдруг исчезла всякая экзотика и новый год начинался бы зимой, а не летом, и солнечная тень не пряталась бы под ноги, и молодой месяц не висел бы рожками вниз, и мужчины не носили бы пестрых шалей, а женщины мужских по европейским представлениям шляп, если бы гигантские озёра лежали в долинах, а не под самыми облаками и на юге (совсем, как у нас) было бы жарко, а на севере холодно, то и тогда Боливия вызывала бы к себе интерес», – литературно-красочно сообщает одна из глав книги «Культура Боливии», в 1986 году выпущенная издательством «Наука» и входящая в фонд ЦНБ СТД РФ. В библиотечном собрании, посвященном загадочной латиноамериканской стране, – издания, датированные давними годами, но качества, присущие советской научно-публицистической литературе, – подробность представленной информации, тщательная ее верификация, научность, широкий охват материалов – делают небольшую «боливийскую» подборку ценным источником для тех, кому хочется составить представление об этом удивительном государстве.
Исследователь-любитель должен начинать изучение вопроса с обращения к предметно-систематическому каталогу читального зала – и это вовсе не сложно, а неожиданно интересно. В ящике с суховатым названием «9(4): История зарубежных стран – Америка» в алфавитном порядке расставлены карточки с перечислением книг по нужной тематике. (Индекс 9(4) маркирует материалы по зарубежной истории). Найдя раздел «Боливия», можно ознакомиться с достаточно широким подбором изданий на русском и иностранных языках. Как правило, это общие работы по истории и культуре государств Латинской Америки с выделением наиболее важных мест региона, но есть и те, что посвящены непосредственно Боливии.
Так, большая статья размещена в книге из серии «Страны и народы» (это великолепное научно-популярное географо-этнографическое издание в 20 томах, издательство «Мысль») – томе под номером 15, «Южная Америка». О Боливии пишут К.С. Тарасов и В.И. Булавин. Очерк освещает исторические события – а первые предки народа аймара возникли около 1200 г. до н.э., – рассказывает о местном населении, хозяйственной деятельности и городах. Особенно обширны разделы о природе и культуре государства, содержащие интересные сведения. Например, о похожем на колокольчик цветке-эндемике «кантуту», чьи цвета – красный, желтый, зеленый – стали цветами национального флага. Более публицистически представлена информация в небольшой книге чеха Вацлава Шольца «Индейцы озера Титикака», выпущенной той же редакцией в 1970 году при участии Института этнографии СССР. Чрезвычайно интересна и работа Рауля Руиса Гонсалеса «Боливия – Прометей Анд». Несмотря на свою ярко выраженную политическую направленность (впрочем, политика, изложенная боливийским общественным деятелем, наверняка привлечет внимание вдумчивого читателя), она дает весьма широкие знания об истории страны, в те годы называемой «нищим на золотом троне», сообщая об империи Кольо и инков, колониальных завоеваниях, периоде республики.
Уже упомянутая «Культура Боливии» – книга, адресованная, что называется, широкому кругу читателей: её статьи посвящены выдающимся деятелям театра, живописи, литературы, освещают вопросы образования и искусства. Глава о народной музыке включает даже ноты старинных песен. Фотографий в издании немного, все они черно-белые, но достойного качества. Главное в нём – добротный текст, содержащий научную информацию, поданную совсем не сухо: поэтические цитаты многое говорят о боливийском народе, кажущемся таким суровым на изображениях.
Плачь, сердце, плачь,
Плачь, если не плакать не можешь;
Не преступление для мужчины
Плакать из-за женщины.
Культура государства освещена также в издании «История Латинской Америки. Доколумбова эпоха – 70-е годы XIX века». Однако главы, касающиеся Боливии как таковой, относятся уже к XIX столетию, тогда как древний и колониальный периоды рассмотрены в общем контексте региона, и для того, чтобы найти интересующие сведения, нужно внимательно листать большой том. Не очень удобно в этом смысле работать и с книгой Вадима Полевого «Искусство стран Латинской Америки» («Искусство», 1967), поскольку Боливия не выделена отдельно (хотя библиографический список работ, посвященных вопросу, поможет исследователю – особенно владеющему испанским языком). Как бы то ни было, для знакомства с предметом поле деятельности весьма обширно, ведь в каталоге можно найти еще немало книг.
Хранятся в фонде ЦНБ и периодические издания, причём не только отечественные, но и на иностранных языках. Так, с традиционным «Огоньком» соседствуют «L’Illustration» «Zeit in Bild», «The National Geographic Magazine», «Neue Berliner Illustrierte» и др. за разные годы. Работа с иностранным фондом в настоящее время затруднена (причиной тому – некоторые технические сложности, связанные с нехваткой мест для его хранения и отсутствием условий для научной обработки), но и в этом случае изучение каталога может помочь читателю, указав потенциальные пути исследования. Например, говоря о Боливии, нельзя не обратиться к книге Роберто Герстманна 1928 года, где представлены великолепные фотографии пейзажей, типажей, жанровых зарисовок и др., или Эрика Вустманна «Indios: Im Hochland der Kordilleren» (1962), полные выходные данные которых указаны на соответствующих карточках.
А в кабинете иконографии ЦНБ собран небольшой иллюстративный фонд по Боливии. (Если цель исследования – подбор изобразительного материала, сотрудники читального зала непременно посоветуют обратиться в этот отдел библиотеки). Помимо каталожного списка изданий, включающего книги и журналы, там можно ознакомиться с черно-белыми фотографиями различных городов страны, пейзажей и типажей. Несколько листов великолепной коллекции Николая Глинского «История костюма, предметов быта и оружия» тоже посвящены этому государству: картонные тяжелые страницы формата приблизительно 30х45 см содержат изображения предметов искусства, архитектурных сооружений, народностей, костюма и др., а также статьи из периодики.
Так, листая книги и журналы, всматриваясь в иллюстрации и фотографии, анализируя научную информацию, пытливый читатель открывает для себя страну удивительных контрастов, названную по имени великого Симона Боливара. Ту, где большинство населения составляют индейцы, где знахари по-прежнему лечат от всех болезней, а от нехватки кислорода с непривычки кружится голова. «Ослепительно ясное синее небо. Снежные вершины Кордильер, и где-то там, в глубоком ущелье, вырастает город – беспорядочное нагромождение крыш среди красноватых обрывов», – поэтически представлял Ла-Пас Николай Родионов в книге «Горы в огне». Читаешь – и захватывает дух! Хочется увидеть Боливию своими глазами – а пока начнём хотя бы с посещения библиотеки.
Дарья СЕМЁНОВА