Новости культуры российских регионов
29 апреля 2024
Москва

Боливия: удивительное путешествие по книжным страницам

Маленькая фотоподборка по Боливии подарила автору этой заметки два дня, наполненных энтузиазмом, достойным настоящего путешественника
Фото из собрания кабинета иконографии Центральной научной библиотеки СТД РФ

Работа в Центральной научной библиотеке Союза театральных деятелей РФ часто дарит открытия не только читателям, но и сотрудникам. Старая фотография, выпавшая из ящика, вдруг пробудит интерес к изображенному на ней сюжету, что повлечет за собой анализ имеющихся материалов и поиск недостающей информации. А далее захочется взять в руки книгу по теме, пролистать статью… Маленькая фотоподборка по Боливии подарила автору этой заметки два дня, наполненных энтузиазмом, достойным настоящего путешественника. И пусть путешествие это осталось виртуальным, но эмоции и азарт от него – самые что ни на есть подлинные.

«Если бы вдруг исчезла всякая экзотика и новый год начинался бы зимой, а не летом, и солнечная тень не пряталась бы под ноги, и молодой месяц не висел бы рожками вниз, и мужчины не носили бы пестрых шалей, а женщины мужских по европейским представлениям шляп, если бы гигантские озёра лежали в долинах, а не под самыми облаками и на юге (совсем, как у нас) было бы жарко, а на севере холодно, то и тогда Боливия вызывала бы к себе интерес», – литературно-красочно сообщает одна из глав книги «Культура Боливии», в 1986 году выпущенная издательством «Наука» и входящая в фонд ЦНБ СТД РФ. В библиотечном собрании, посвященном загадочной латиноамериканской стране, – издания, датированные давними годами, но качества, присущие советской научно-публицистической литературе, – подробность представленной информации, тщательная ее верификация, научность, широкий охват материалов – делают небольшую «боливийскую» подборку ценным источником для тех, кому хочется составить представление об этом удивительном государстве.

Исследователь-любитель должен начинать изучение вопроса с обращения к предметно-систематическому каталогу читального зала – и это вовсе не сложно, а неожиданно интересно. В ящике с суховатым названием «9(4): История зарубежных стран – Америка» в алфавитном порядке расставлены карточки с перечислением книг по нужной тематике. (Индекс 9(4) маркирует материалы по зарубежной истории). Найдя раздел «Боливия», можно ознакомиться с достаточно широким подбором изданий на русском и иностранных языках. Как правило, это общие работы по истории и культуре государств Латинской Америки с выделением наиболее важных мест региона, но есть и те, что посвящены непосредственно Боливии.

Так, большая статья размещена в книге из серии «Страны и народы» (это великолепное научно-популярное географо-этнографическое издание в 20 томах, издательство «Мысль») – томе под номером 15, «Южная Америка». О Боливии пишут К.С. Тарасов и В.И. Булавин. Очерк освещает исторические события – а первые предки народа аймара возникли около 1200 г. до н.э., – рассказывает о местном населении, хозяйственной деятельности и городах. Особенно обширны разделы о природе и культуре государства, содержащие интересные сведения. Например, о похожем на колокольчик цветке-эндемике «кантуту», чьи цвета – красный, желтый, зеленый – стали цветами национального флага. Более публицистически представлена информация в небольшой книге чеха Вацлава Шольца «Индейцы озера Титикака», выпущенной той же редакцией в 1970 году при участии Института этнографии СССР. Чрезвычайно интересна и работа Рауля Руиса Гонсалеса «Боливия – Прометей Анд». Несмотря на свою ярко выраженную политическую направленность (впрочем, политика, изложенная боливийским общественным деятелем, наверняка привлечет внимание вдумчивого читателя), она дает весьма широкие знания об истории страны, в те годы называемой «нищим на золотом троне», сообщая об империи Кольо и инков, колониальных завоеваниях, периоде республики.

Уже упомянутая «Культура Боливии» – книга, адресованная, что называется, широкому кругу читателей: её статьи посвящены выдающимся деятелям театра, живописи, литературы, освещают вопросы образования и искусства. Глава о народной музыке включает даже ноты старинных песен. Фотографий в издании немного, все они черно-белые, но достойного качества. Главное в нём – добротный текст, содержащий научную информацию, поданную совсем не сухо: поэтические цитаты многое говорят о боливийском народе, кажущемся таким суровым на изображениях.

Плачь, сердце, плачь,

Плачь, если не плакать не можешь;

Не преступление для мужчины

Плакать из-за женщины.

Культура государства освещена также в издании «История Латинской Америки. Доколумбова эпоха – 70-е годы XIX века». Однако главы, касающиеся Боливии как таковой, относятся уже к XIX столетию, тогда как древний и колониальный периоды рассмотрены в общем контексте региона, и для того, чтобы найти интересующие сведения, нужно внимательно листать большой том. Не очень удобно в этом смысле работать и с книгой Вадима Полевого «Искусство стран Латинской Америки» («Искусство», 1967), поскольку Боливия не выделена отдельно (хотя библиографический список работ, посвященных вопросу, поможет исследователю – особенно владеющему испанским языком). Как бы то ни было, для знакомства с предметом поле деятельности весьма обширно, ведь в каталоге можно найти еще немало книг.

Хранятся в фонде ЦНБ и периодические издания, причём не только отечественные, но и на иностранных языках. Так, с традиционным «Огоньком» соседствуют «LIllustration» «Zeit in Bild», «The National Geographic Magazine», «Neue Berliner Illustrierte» и др. за разные годы. Работа с иностранным фондом в настоящее время затруднена (причиной тому – некоторые технические сложности, связанные с нехваткой мест для его хранения и отсутствием условий для научной обработки), но и в этом случае изучение каталога может помочь читателю, указав потенциальные пути исследования. Например, говоря о Боливии, нельзя не обратиться к книге Роберто Герстманна 1928 года, где представлены великолепные фотографии пейзажей, типажей, жанровых зарисовок и др., или Эрика Вустманна «Indios: Im Hochland der Kordilleren» (1962), полные выходные данные которых указаны на соответствующих карточках.

А в кабинете иконографии ЦНБ собран небольшой иллюстративный фонд по Боливии. (Если цель исследования – подбор изобразительного материала, сотрудники читального зала непременно посоветуют обратиться в этот отдел библиотеки). Помимо каталожного списка изданий, включающего книги и журналы, там можно ознакомиться с черно-белыми фотографиями различных городов страны, пейзажей и типажей. Несколько листов великолепной коллекции Николая Глинского «История костюма, предметов быта и оружия» тоже посвящены этому государству: картонные тяжелые страницы формата приблизительно 30х45 см содержат изображения предметов искусства, архитектурных сооружений, народностей, костюма и др., а также статьи из периодики.

Так, листая книги и журналы, всматриваясь в иллюстрации и фотографии, анализируя научную информацию, пытливый читатель открывает для себя страну удивительных контрастов, названную по имени великого Симона Боливара. Ту, где большинство населения составляют индейцы, где знахари по-прежнему лечат от всех болезней, а от нехватки кислорода с непривычки кружится голова. «Ослепительно ясное синее небо. Снежные вершины Кордильер, и где-то там, в глубоком ущелье, вырастает город – беспорядочное нагромождение крыш среди красноватых обрывов», – поэтически представлял Ла-Пас Николай Родионов в книге «Горы в огне». Читаешь – и захватывает дух! Хочется увидеть Боливию своими глазами – а пока начнём хотя бы с посещения библиотеки.

Дарья СЕМЁНОВА