Новости культуры российских регионов
9 июня 2023
Москва

Чьи имена открыла знаменитая галеристка

Выставка «Выбор Добычиной» в Музее русского импрессионизма посвящена Надежде Добычиной, открывшей публике Шагала, Гончарову, Анненкова

В Художественном бюро, которое Надежда Добычина открыла в Санкт-Петербурге в 1910-е годы, состоялась персональная экспозиция Наталии Гончаровой и «Последняя футуристическая выставка картин “0,10”», на которой впервые был показан «Черный квадрат» Казимира Малевича. Экспозиция представит Надежду Добычину в двух главных профессиональных ролях – коллекционера и устроительницы выставок.

Художественное бюро Н. Е. Добычиной на протяжении почти десяти лет было главной независимой площадкой в Санкт-Петербурге, где художники-новаторы могли выставлять свои работы, а коллекционеры — приобретать произведения современных мастеров. Выступая одновременно как галерист и как куратор Надежда Евсеевна дала возможность Марку Шагалу, Юрию Анненкову и другим еще не признанным на тот момент авторам впервые широко представить свое творчество столичной публике.

Экспозиция «Выбор Добычиной» познакомит с основными проектами Художественного бюро с 1912 по 1919 год: от «Постоянной выставки современного искусства» с работами мирискусников и авангардистов до персональной экспозиции Николая Кульбина — художника и теоретика авангарда. Участниками выставок Бюро в разное время были Натан Альтман, Борис Кустодиев, Роберт Фальк, Анна Остроумова-Лебедева, Ольга Розанова, Ян Ционглинский и другие.

Посетители также увидят работы из личной коллекции Надежды Добычиной: живопись и графику ведущих мастеров начала XX века, среди которых Александр Бенуа, Константин Сомов, Кузьма Петров-Водкин, а также произведения менее известных авторов - Валентины Ходасевич, Виктора Замирайло, Юрия Черкесова и других.

«Эпоха Серебряного века конец IX и первая треть XX веков на первый взгляд абсолютно изучена, но каждый раз нашим кураторам удается найти новые темы и углы, под которыми можно посмотреть на эти несколько столетий русской живописи. Наша героиня – Надежда Добычина, в свое время она была знаковой личностью, как Дягилев. Если бы не она, возможно, не зажглась бы звезда Шагала, Анненкова, Гончаровой, в которых она поверила и показала публике. Она сыграла значимую роль в судьбе многих художников. Ее галерея была первой независимой площадкой, которая привлекала внимание зрителей, покупателей, прессу, критиков», –  рассказала директор музея Юлия Петрова.   

По словам Петровой, собирая с эту экспозицию, кураторы музея постарались привезти работы отдаленных регионов, до которых у московских музейных кураторов не дотягиваются руки, поскольку дорого везти картины из Владивостока, Еревана, Казахстана.

Продолжение экспозиции на третьем этаже музея посвящено проектам Художественного бюро, которые по разным причинам не были осуществлены. Первая мировая война, а впоследствии две революции вносили коррективы в выставочные планы. Архивные документы, газетные вырезки, личная переписка художников дали возможность восстановить тематику и состав участников нереализованных выставок: показов персидского и японского искусства, выставки мастеров русской провинции, персональных экспозиций Льва Бакста, Сергея Судейкина, Василия Шухаева и Николая Рериха. Этот раздел выставки позволит представить, что могли увидеть гости таких «неслучившихся» проектов.

Выставка станет первым масштабным исследованием, посвященным фигуре Надежды Добычиной и ее влиянию на русскую культуру начала XX века. Составить представление о деятельности галеристки помогут произведения из более чем 40 собраний: частных коллекций, российских и зарубежных музеев.

Ряд произведений будут сопровождать тактильные станции с объемными макетами картин и дополнительными элементами, дающими представление о фактуре живописи. Прочувствовать настроение работ помогут ароматы, созданные парфюмерами бренда NŌSE Perfumes по мотивам четырех картин.

В каталог выставки войдут статьи куратора Анны Скляревской и искусствоведов Натальи Мюррей и Наталии Семеновой, посвященные Надежде Добычиной и ее личной коллекции искусства, деятельности Художественного бюро и устройству художественного рынка в России 1900–1910-х годов.

Выставка будет работать до 24 сентября.