Спорим, вы не знаете, кто такие дротари и чем они занимаются? А между тем удовлетворить любопытство в данном вопросе очень легко – поднявшись на второй этаж НГВК.
Это различные объекты, сплетенные тремя словацкими мастерицами из тонкой медной проволоки. При желании такую можно добыть, выломав катушку из электромотора или распотрошив кабель и вытянув из него «жилы».
Собственно плетение из проволоки и зовется загадочным словом «дротарство». В отличие от многих народных промыслов типа резьбы по кости или дереву, это – абсолютно уникальное словацкое ноу-хау, наподобие, скажем ковернинского «металлического кружева».
Как ремесло дротарство возникло примерно четыреста лет назад в Тренчине. Мастера практиковали два основных вида работ: изготовление и починку утвари, и достигли таких высот, что даже обслуживали царский двор в предреволюционной России. Художественные изделия – красивейшие, тончайшие - стали появляться позднее и ценились почти как ювелирные.
Экспонаты, представленные в НГВК, на «ювелирку» не тянут, но и посудой тоже не являются. Силвия Федорова, Ивета Мигаликова и Бланка Шперкова представили арт-объекты. Это парящие абстракции, где пространство не просто искривлено, но несколько систем вписаны друг в друга; обманчиво-нежные накидки и палантины, встречающие прикосновение пальцев гламурным холодом. Безусловно, любопытны сетчатые «чулки» и «полукорсеты»: напоминающие о 3D моделировании на дотекстурном этапе, эти ажурные конструкции снабжены характерными именами и, при желании, нетрудно достроить до полноценного образа «железной леди» чулочек с двойной подвязкой или обрамленный бисером бюст.