Новости культуры российских регионов
6 февраля 2013
Поволжье

Самаре показали «социальное искусство»

В галерее «Виктория» открылась, наверное, самая спорная выставка за прошедший год.

Галерея решила серьезно подойти к современному искусству и пригласила модного московского куратора Андрея Паршикова. На открытии самарцы были обескуражены, а художники довольны.


На кого ты похож

Выставку «Посмотри на себя, на кого ты похож!» привез Андрей Паршиков, арт-директор парка «Музеон» в Москве, куратор, на счету которого более двадцати выставочных проектов в России и Европе. В Самаре его стиль знают по выставкам «FQ-тест» и «Афган-Кузьминки», также проходившим в «Виктории».

Андрей Паршиков – социально ориентированный куратор, и выставка «Посмотри на себя» посвящена тому, как люди общаются между собой с помощью условленных невербальных знаков: одежда, татуировка, интерьер. Работ, представленных в зале, немного, всего семь, что уже непривычно для самарского зрителя, который по-провинциальному любит везде избыточность – в одежде, в еде и в развеске картин. Картин на выставке нет, зато есть обложка пластинки, которую хотел записать простой парень, раскрученный эстонским художником Мадисом Луиком. Для этого парня, которого звали Стивом, записали «хит», он его исполнил на сцене, с ним была проведена фотосессия, он получил свои 15 минут славы, после чего художник-продюсер его оставил, и теперь он никто.

Еще есть три крупноформатные фотографии детей с нарисованными гелевой ручкой тюремными татуировками, которые сделала Анастасия Потемкина. Детям нравятся рисунки на их теле, они кривляются перед объективом, не подозревая, что знаки на их детских телах не обессмыслились, а продолжают сообщать знающему человеку закодированную в них информацию: сколько сидел, были ли «отлички» на зоне, потомственный ли он уголовник и т.д.

Есть на выставке документация проекта Алины Гуткиной по продвижению молодого паренька в модельный бизнес, она разослала его фотографии в модельные агентства, и в галерее представлена ее переписка, в которой ее спрашивают о весе и размере обуви «товара», определяют его типаж и «на кого он похож». Гуткина представляет нам человека как объект бизнеса, предмет роскоши, который должен иметь те или иные атрибуты, которые необходимы «покупателю».

Главной звездой выставки была объявлена Таус Махачева, выставлявшаяся в основной программе 4-й Московской биеннале. В своих работах она исследует культурные коды своей малой родины – Дагестана. В представленном на выставке видео она и ее муж в белоснежных костюмах: «женская юбка» и «фаллический кокон» - они движутся в пространстве торжественных свадебных залов города Махачкалы. Огромные, помпезные, отделанные мрамором, заставленные столами на тысячу персон, эти залы поражают своим европеевидным роскошеством. Белые фигуры движутся и кружатся в них, как призраки торжества. Работа эта посвящена тому, как мусульманский мир перенимает европейские визуальные нормы. Традиционно «угнетаемые» мусульманские женщины, которым нельзя открывать свое лицо, раз в жизни надевают обыкновенные для нас свадебные платья с глубокими декольте и пышной юбкой. А в видео Махачевой эта юбка, отделенная от невесты, как нос Гоголя, бродит по нарядному банкетному залу.

 

Социальная чувствительность

Организация этой выставки в Самаре, по правде сказать, имеет не столько эстетическое, сколько воспитательное значение. Она демонстрирует тот колоссальный разрыв, который существует сейчас между искусством столиц и регионов. Ничего похожего за редким исключением самарский художник, даже самый современный, не производит. В мире произошла некоторая почти ментальная переориентировка, когда заниматься искусством перестало значить «создавать объект», а стало «создавать ситуацию». Художественная деятельность – не сидение в мастерской за холстами и инсталляциями, а «миллион алых роз» за окном, социальный акционизм, который воспела Алла Пугачева еще в 1982 году. Пока ведущие фотографы мира идут к наркоманам, инвалидам, ветеранам, едут в горячие точки, и собирают там свои истории, пока архитекторы бьются над созданием мобильных домов, биоархитектуры и конвертированием промышленных объектов в социальные, в Самаре художник считает себя художником, когда он сделал какую-нибудь вещь.

Конечно, художественные «вещи» не вышли из оборота арт-рынка, в конце концов, их удобно продавать, но сегодняшний «гребень волны» сегодняшнее направление художественных поисков находится в области «делания», а не «продукта».

Наша же ментальность не готова признать за художественное «знаки», а не «вещи». Мы точно знаем, что искусство – это вещь, и мы даже примерно представляем, как эта вещь должна выглядеть, и если нам под видом сыра подадут сыр с плесенью, мы почувствуем себя оскорбленными, а если дадут брынзу, вообще не опознаем в ней сыра, как не опознаем в гранулированном твороге творога, а в арбузе - ягоду.

Яснее ясного для большинства является тот факт, что художник со все большей уверенностью вмешивается в реальные процессы, происходящие в обществе. Художник Владимир Франц татуированный с головы до ног баллотируется в президенты Чехии, неизвестные в Софии раскрашивают памятник воинам освободителям под американских супер-героев, а стрит-артист Бэнкси выпускает фунты стерлингов с изображением принцессы Дианы. Повышенная социальная чувствительность – важнейшая характеристика современного художника.

Разумеется, на выставке нет столь радикальных и столь масштабных работ, дух свободы явно витает в белом пространстве галереи. Акт творения все еще продолжается: в смехе или недоумении зрителей, в их пытливом взгляде, узнающем современность и от того не благоговеющем перед ним.

 

Андрей Паршиков, куратор:

- «Посмотри на себя, на кого ты похож!» – это выставка молодых художников из России и Европы. Проект посвящен тому, как люди общаются с миром и с определенными социальными группами посредством внешнего вида, атрибутики и собственного образа. Эта тема становится довольно актуальной сейчас в мировом контексте. Визуальным кодам человека, определяющим его идентичность, посвящаются многие работы признанных теоретиков, от Ролана Барта до Джорджио Агамбена. В чистой, минималистичной, почти музейной экспозиции в галерее «Виктория» художники исследовали различные аспекты этой проблемы: от феминизма и положения женщины в постсоветском пространстве до этнических визуальных кодов и поведенческих моделей.

 

Константин Зацепин, арт-критик:

  - Подобная выставка задает громадную планку культуртрегерской работы в Самаре и является примером того, как можно сделать грамотный проект при минимуме материала. Выставка настолько европеизирована, что будет презентативной, если в Самаре будет хотя бы пятьдесят галерей схожего уровня. Но у нас галерей и десяти не наберется, и здесь она выглядит как некий вызов, оставляющий зрителя в недоумении соотношением предъявленного материала и социально-философского послания, которое за ним стоит, что, конечно, нисколько не умаляет ее достоинств. Хотя самарцам, тяготеющим к метафизике, эта выставка может показаться простой, главные ее темы: идентичность, женское, детское – активно поднимаются в Европе.