Новости культуры российских регионов
28 января 2013
Поволжье

Юбилейный вернисаж

В Новокуйбышевске открылась выставка работ педагогов и студийцев одной из старейших художественных мастерских.

Посетители экспозиции «Изостудия - ровесница города» могут проследить этапы творческого пути художников, стоявших у истоков новокуйбышевской изостудии и тех, кто прошел через ее ученические мастерские.

Почти все из 27 авторов, работы которых представлены в экспозиции, приуроченной к 60-летию Новокуйбышевска, в разные годы были учениками студии. В галерее из более чем ста работ улавливается живописная преемственность нескольких поколений, будто передавших друг другу эстафету «репинской» школы. Ее следы можно найти в пейзажах и этюдых известного куйбышевского художника Георгия Ардакова, стоявшего у истоков изостудии,а также в набросках и уникальных киноплакатах 1920-х годов художника-графика Александра Любимова, который руководил студией 13 лет. Некоторые его работы хранятся в Третьяковской галерее. Любимов - ученик русского портретиста начала XX века Николая Фешина, который, в свою очередь, был учеником Ильи Репина. Так, находясь в двух рукопожатиях от классика, Любимов и привнес в новокуйбышевскую изостудию «репинское» художественное мировоззрение. И прививал его с помощью уникальной методики: постановки руки, как при обучении музыке, и развитии «реалистического глазомера» – навыков самобытного видения окружающей действительности, натренированных на примере работ классиков русской живописи. Так, от карандаша к цвету, от набросков к масштабным полотнам, от пленэров в пойме Волге – к студийным занятиям, перемежающихся дружеским чаепитием и общением единомышленников, воспитанники студии постигали азы художественного ремесла. Эту «любимовскую» школу репинских традиций прошел и художник Лев Гринштейн, который вот уже 40 лет является бессменным руководителем новокуйбышевской изостудии. Многие из его учеников стали профессиональными художниками и дизайнерами. Именно ему принадлежит идея создания выставочной панорамы — ровесницы города. В экспозиции могли бы разместиться работы более 400 студийцев разных лет, но выставочный зал не может вместить всю живописную «летопись» новокуйбышевской изостудии.

В советское время изостудии для взрослых, не имеющих возможности учиться в художественном училище, возникали повсеместно и стихийно. Многие закрылись, но некоторые по сей день сохранились, например, в Самаре и Тольятти. История новокуйбышевской изостудии уникальна, а творческое долголетие, основанное на классических канонах живописи, не может не вызывать восхищение.

Вскоре после того, как в 1952 году Новокуйбышевск получил статус города, художники- энтузиасты в местном клубе Славы основали мастерскую, сразу ставшую очень популярной. Сюда шли рабочие, врачи, строители, словом, все, кому не давало покоя желание писать. К слову, ее основание почти на 15 лет опередило создание в городе детской художественной школы. 

Выставочное пространство юбилейного вернисажа разделено на учебную и творческую мастерскую. Здесь жанровое многообразие живописных новокуйбышевских окрестностей в пейзажах, этюдах, набросках. Например, в миниатюрных масляных картинах Михаила Канаева, который был в числе первых студийцев и впоследствии стал известным в городе художником-оформителем, узнается «репинский» мазок и художническая дальнозоркость: «Зимняя рыбалка», виды города со стороны лугов, первые городские объекты. Работы представляют не только художественную, но и историческую ценность. Этюдная «канаевская» галерея проникнута ностальгией по студийному прошлому живого, подвижного творчества. Его этюдник 1960-х годов – как символ свободного самовыражения, отдающего дать вековым традициям. Примечательны волжские и городские пейзажи студийцев Андрея Сараева, пастелистки, члена Союза художников Болгарии Елены Велиновой, художников Петра Кондрашова и Людмилы Королевой, акварелистки Татьяны Бестужевой. Яркое впечатление оставляют цветочные натюрморты Маргариты Андреевой и работы «лесописателя» Евгения Бутенкова.

Лев Гринштейн, который известен в городе в разных своих ипостасях: как архитектор, проектировщик, художник, педагог, знаток живописи, представил свои акварельные портреты. Его произведения, в числе которых знаменитая «Новокуйбышевская парижанка», отличают воздушность, плавное цветовое взаимопроникновение, эклектика акварельной живописи по белой и цветной бумаге. На выставке можно увидеть и его пейзажи, которые написаны маслом, но благодаря натуре акварелиста будто парят над полотном. В них запечатлены несколько сюжетов изменяющей облик реки Татьянки «Золотая осень», «Утро», «Иней».