Новости культуры российских регионов
22 января 2013
Поволжье

«В поисках прекрасного»

В Тольятти открылась выставка художника Дениса Елисеенко.

В помещении мэрии городского округа Тольятти проходит выставка живописи «В поисках прекрасного». Ранее эти работы можно было увидеть в тольяттинском департаменте культуры. Их автор - 27-летний художник, уроженец Тольятти, член Союза художников России Денис Елисеенко.

«Язык души»

«В поисках прекрасного» - третья персональная выставка художника. До этого в Тольятти прошли его выставки «Настроение» и «Край родной».

В нынешней экспозиции представлены живописные работы с изображением волжской природы, а также жанровые композиции.

Название выставки не случайно. Автор считает, что настоящий художник всегда находится в поиске прекрасного и выражает свои мысли и чувства через тронувшие его сердце образы. Художник в своих работах стремится передать красоту родного края. Во многих картинах Дениса Елисеенко отражены впечатления, связанные с детством. Он вообще считает, что художник должен оставаться в душе ребенком. А ребенок, как философ, часто задумывается над вечными вопросами. Например: что такое красота? «Бывает так, - размышляет художник, - оболочка красивая, а внутри ничего нет - пустота. А вот природа не может быть безобразной. Любое состояние в природе может быть красивым. Даже ураган. Левитан, когда впервые приехал в Плес на этюды, был опечален. Шли бесконечные дожди. Этюдники промокли. Даже когда дождь прекращался, день был хмурый. А потом он увидел и в этом красоту. И появились его замечательные работы, например, «Над вечным покоем», «Вечер на Волге».

Денис Елисеенко работает в традициях русской реалистической школы. Пишет жанровые картины, портреты, пейзажи, натюрморты. С удовольствием участвует в коллективных пленэрах, которые проходят под эгидой Самарского регионального отделения Союза художников России. Вместе с друзьями часто выезжает на природу. Любят они, например, приезжать на волжский остров Сосновый, и многие работы написаны именно там. «Чтобы образы на картине были живыми, надо много работать на натуре, - считает художник. - Только общаясь с природой, можно найти гармонию. Творчество и есть отголосок гармонии. У природы можно учиться и колориту, и чувству ритма. Природа всегда непредсказуема. А этюд - это впечатление от увиденного. Сколько людей - столько и впечатлений. Тут уже сказывается мировоззрение человека. Когда художник работает на пленэре, у него очищается палитра. Его работы становятся более воздушными. По себе знаю: как только появляется какая-то сухость в работах - идешь на пленэр, и это помогает».

Такое же отношение к искусству Денис Елисеенко стремится передать своим ученикам в Тольяттинском государственном университете, где он преподает живопись и рисунок. Преподавать здесь он начал, будучи еще сам студентом.

Как изменились студенты, занимающиеся в ТГУ, за эти пять-шесть лет? «Они стали более гибкими в мышлении, - считает художник. - Но порой забывают о гармонии, о прекрасном. В мире и в искусстве сегодня царит эклектика, и это не может не отразиться на творчестве молодых. Иногда я привожу студентам высказывание Льва Толстого, который утверждал, что искусство родилось как язык души, как необходимость человека поделиться с другими своими душевными переживаниями, как желание выражать свои чувства перед неведомым. Должна произойти встреча дающего с берущим. А если ее не происходит, то, по правде говоря, это означает, что искусство не состоялось».

 

Диалог человека с машиной

Картины Дениса Елисеенко отличаются музыкальностью. Может быть, отчасти объясняется это и тем, что в детстве он помимо художественной школы окончил и музыкальную - по классу баяна. Частенько, работая над картиной, Денис включает аудиодиски с записями классической музыки или литературной классики. «Чтобы тронуть сердце зрителя, надо во время работы постараться переместиться в какой-то другой, более идеальный мир, - считает художник. - Достичь этого состояния помогает классическая музыка, аудиокниги с литературной классикой. Недавно, например, с удовольствием слушал аудиокнигу с записью романа Лермонтова «Герой нашего времени». Читать подлинное произведение литературы или музыкальное можно много раз, все время находя в них что-то новое. Творения Моцарта, Данте, Пушкина, Шопена неисчерпаемы...»

Предметы материального мира для художника - как живые существа. Он пишет их с любовью, со старанием прописывая мельчайшие детали. А центральная тема его жанровых картин - диалог человека с машиной. Диалог, в котором главное место занимает человек - созидатель, мастер. Даже если его присутствие обозначается лишь висящей на стене фуфайкой - как в картине «У верстака». А рассматривая картину «В гараже», зрители видят, как здесь происходит некое таинство - возрождение легендарной «копейки». При этом старый мастер передает опыт молодому. «Хотелось в этой картине вспомнить о первой вазовской модели добрым словом. Ведь у многих людей с ней было связано столько историй… Да и у моего папы в свое время была «копейка»… Вообще, техника ассоциируется у меня с непрерывным движением. Нет ощущения, что она «давит» на человека. Это позитивное, радостное чувство…»