Новости культуры российских регионов
31 декабря 2012
Поволжье

Христианство в подлинниках

Книги «первопечатника» Ивана Федорова, риза, вышитая самой Екатериной Второй, рукописные книги XVII века - далеко не полный список раритетов, с которыми имеют возможность познакомиться самарцы.

 

В Самарском художественном музее открылась выставка «Христианские истины». Подготовленная усилиями пяти организаций, она дает возможность проникнуться духом «веры отцов» и подумать о непростых отношениях религии и государства.

От открытой в канун европейского Рождества выставки, судя по числу пришедших на открытие, не многие ожидали чудес. Между тем некоторые представленные на выставке экспонаты удается увидеть, прямо скажем, нечасто. Основу экспозиции составили, конечно, иконы из фондов Самарского областного художественного музея. Уже предъявление этой коллекции в условиях, когда к каждому произведению можно подойти на расстояние вытянутой руки и как следует рассмотреть, заслуживает внимания. Но выставка объединила усилия нескольких организаций, и к коллекции художественного музея добавились, например, шитые золотыми и серебряными нитями церковные ризы из коллекции краеведческого музея г. Пугачева (когда-то Пугачев именовали Николаевском, и входил он в состав Самарской губернии). Одна из риз  подарена Средне-Никольскому монастырю самой Екатериной Второй, причем буквы на спине облачения императрица вышила сама...

Это еще не все. Областная научная библиотека предоставила для выставки церковные книги, в том числе рукописные, в том числе, XVI века. На открытии директор библиотеки Людмила Анохина говорила об особой энергетике, исходящей от старинных книг, — трудно не согласиться с ее словами. Впрочем, если говорить о редкостях, то, наверное, самыми ценными окажутся экспонаты, предоставленные Самарской старообрядческой общиной. Среди них несколько книг, изданных одним из первых русских печатников Иваном Федоровым, в том числе первая точно датированная книга, изданная на территории Русского государства, - «Апостол». И еще — рукописные книги, литые из меди иконы (в единоверческом православии лить иконы из меди запрещено), иконы XVI-XIX веков...

В общем, с точки зрения раритетности экспонатов выставка получилась выдающаяся. Что же можно сказать собственно об «истинах», транслируемых экспозицией, раз уж она названа именно так? Тут нужно опять сказать о довольно редкой возможности постоять с иконами «лицом к лицу»... Надолго остаются в памяти некоторые старообрядчекие иконы, например «Тайная Вечеря» конца XIX века, напоминающая о тонкой пластике икон Андрея Рублева. Или, например, довольно редкая икона «Благое молчание», чье название хочется распространить на всю выставку.

Директор художественного музея Галина Рябчук говорила о том, что выставка в какой-то степени показывает становление российской государственности. И действительно, о некоторых процессах, связанных с отношениями церкви и государства, по представленным экспонатам можно судить. Правда, описать их можно и более драматичными выражениями, чем «становление государственности». Например, рядом с золотыми ризами, вышитыми Екатериной II, находится  крест, созданный в память об обращении Иргизского монастыря из старообрядческоого в единоверческий. Старообрядческим был и Средне-Никольский монастырь во время получения императорских даров — пекущаяся о заселении Самарской губернии Екатерина II специально приглашала сюда раскольников. В XIX веке старообрядческие обители были обращены в единоверческие, причем некоторые монастыри брали штурмом. Словом, «государственность» оказывается понятием неоднозначным. 

К счастью, христианства на выставке намного больше, чем «государственности», и редкую возможность прикоснуться к нему, так сказать, у истоков не следует упускать — благо, выставка работает и в новогодние праздники.

 

Галина Рябчук, директор ГБУК «Самарский областной художественный музей»:

Коллекция икон в нашем музее небольшая, но мы ее любим и идею по-новому показать ее вынашивали долго. Мы посвятили выставку 1150-летию зарождения российской государственности. Это во многом условная дата, но нам важно было напомнить о том времени, когда разрозненные славянские народы объединились, и возникло российское государство. Ценности, которые несла христианская религия, сыграли в этом большую роль. На этой выставке мы показываем историю государства через призму религии. Мне кажется, сейчас очень важно задуматься о духовных основах, позволяющих нам ощущать себя единым народом.

 

Павел Половинкин, председатель совета Самарской старообрядческой общины:

 Для нашего безумного времени эта выставка уникальна. Мы все время что-то ищем, рассуждаем о духовности,  но сюда можно просто прийти и увидеть: вот оно, дано нам тысячелетия назад, сохранено предками и говорит само за себя. Поэтому мы всегда стараемся откликаться на просьбы организаторов таких мероприятий. Мне кажется, здесь хорошо бы подошел эпиграф из известного стиха: «Я - Свет, а вы не видите Меня. Я - Путь, а вы не следуете за Мной. Я - Жизнь, а вы не ищете Меня. Я - Учитель, а вы не слушаете Меня. Я - Господь, а вы не повинуетесь Мне.  Я - ваш лучший Друг, а вы не любите Меня. Если вы несчастны, то не вините Меня».