Новости культуры российских регионов
21 декабря 2012
Поволжье

Перо художника летает по бумаге

В Арсенале можно было увидеть живопись Зураба Церетели.

Многие знакомы со скульптурными работами академика Церетели. Да что далеко ходить, памятник Минину и Пожарскому, что на площади Народного единства областного центра, дело рук Зураба Константиновича. Вместе с тем немногие видели картины мастера, и Арсенал дал нижегородцам шанс ознакомиться с этой, достойной внимания стороной творчества Церетели: до 20 декабря здесь была представлена экспозиция его масляной живописи.

Уникальный размах художника, в скульптурном творчестве, безусловно, впечатляющий (и порой даже подавляющий зрителя), в области живописи сходит на нет. Нельзя не вспомнить начало творческого пути Зураба Константиновича: по сей день в Пицунде можно видеть его необычайно красочные мозаики, фактически давшие толчок эдакому «курортному стилю» - причудливая яркость в сочетании с символичностью образов. А интерьеры тбилисского ресторана «Арагви» и тбилисского же автовокзала элементарно вошли в анналы монументального искусства.

Первая часть выставки – как бы натюрморты. «Как бы» - потому что это, по существу, страницы живописного дневника. Церетели рисует всегда и везде, в режиме нон-стоп. Помнится, даже на вполне официальном мероприятии – открытии Арсенала полтора года назад, где он был в качестве почетного гостя и находился в президиуме, – художник живо осматривал интерьер, окружающие лица, и перо его летало по бумаге. Позднее выяснилось, что параллельно с торжественными речами выступающих он создал пачечку портретных эскизов, весьма тонко «пойманных», - герои зарисовок были в полном восторге!

Знающие грузинский язык в шутку склонны связывать эту страсть к рисованию с фамилией художника (от грузинского «церс» - писать). Каждый натюрморт – декоративный, с «этническим», щедро-солнечным южным акцентом – датирован, и столь яркие страницы убеждают в неизменно жизнерадостном настроении художника.

Портреты выполнены тоже «с настроением». В том числе в виде букетов, названных женскими именами. Это не может не навести на мысль о том, что за букетами, вполне возможно, скрыты определенные люди. Присутствуют и посвящения вполне реальным личностям – журналисту Льву Колодному, художнику Александру Тышлеру. Но все объясняет работа под названием «Мои друзья». На ней изображена охапка кистей разной формы и размера…