«Страсти по Матфею» митрополит Иларион написал в Вене, когда был епископом Венским и Австрийским. Впервые оратория была исполнена пять лет назад в Москве.
Жанр «Страстей», увековеченный, в частности, великим Бахом, возник после разделения церкви и прочно ассоциируется у знающих людей с традициями западного христианства. Ввиду этого иные шли слушать первый в истории православный passion с нескрываемым любопытством. Коротко удовлетворяя ожидания любопытных: полуторачасовая оратория представляет собой ряд полноценных хоровых номеров в стилистике русской духовной музыки с чтением избранных мест Евангелия от Матфея, охватывающих бытие Спасителя от Великого Четверга до Воскресенья.
Исполнительский состав был гибридным: камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода», струнные группы оркестров оперного театра и консерватории, хоры оперного театра, Нижегородского женского духовного училища и камерный хор «Солисты Нижнего Новгорода» плюс солисты – ведущие артисты оперного театра. Текст Евангелия читал протодиакон Димитрий Исаев. Дирижировал Евгений Шейко.
По признанию самого митрополита Илариона, присутствовавшего на нижегородской премьере и обратившемся к зрителям с приветственным словом, он как автор желал передать в «Страстях» то, что пережил сам, размышляя о событиях Страстной недели. Динамичная композиция, необычайно прочувствованное, высокопрофессиональное исполнение словно актуализировали драматические события двухтысячелетней давности. Предательство Иуды, лицемерие суда, ужас распятия – и, конечно, ликование воскресения словно предстали перед потрясенными слушателями, заставив многих, вполне «светских» людей, элементарно вытирать глаза рукавом. Поистине, если даже человек не ходит в храм, душа его все равно нуждается в «духовных витаминах», и когда, говоря условно, «храм приходит к человеку» - в концертный зал – это дает поразительный эффект. Помнится, когда-то для неграмотных изготавливали особые Библии – с минимумом слов, но с яркими, общепонятными картинками, рассказывающими священные истории на визуальном языке. Возможно, духовный концерт «с доставкой на дом» имеет все основания для существования в формате нового времени?