Сколько помню приездов в Новоживотинное – каждый получался особым. И каждый – волнительным. Почему – нет нужды расписывать в красках. Достаточно единственного факта: расположенная в этом селе Рамонского района музей-усадьба Дмитрия Веневитинова, родовое имение дворян Веневитиновых – единственная на территории Воронежской области русская дворянская усадьба ХVIII века, «дожившая» до наших дней в том благословенном варианте, который позволяет видеть воочию реальное обустройство жилища сановных предков.
Очередное путешествие в веневитиновские пенаты сулило новые открытия: не так давно преобразившаяся музей-усадьба «сдала» первую очередь после продолжительной реставрации. Основательному обновлению подверглась главная усадебная постройка – собственно, сам дом. Выполнена также значительная часть работ по благоустройству парка, прилегающего к дворовой, выражаясь современным языком, территории.
Не хуже столицы
Частично переоформлена экспозиция на первом и втором этажах (автор художественной концепции – известный московский художник Николай Симонов). И, еще не будучи приведенным в окончательный вид, музей уже сегодня предстает перед посетителем во всем своем дворянском величии.
Неизменно встречает гостей бронзовый Дмитрий Веневитинов – памятник работы воронежского скульптора Максима Дикунова появился на подворье в 2005 году, в честь 200-й годовщины со дня рождения поэта (четвероюродного, если кто забыл, брата Александра Сергеевича Пушкина). Около монумента и начала экскурсию по усадьбе старший научный сотрудник музея Елена Виноградова.
– Можно утверждать, что именно отсюда начиналось зарождение дворянской усадебной культуры, – указала на дом наш гид. – За те два года, которые мы находились в стадии реконструкции, удалось произвести научные исследования кирпичной кладки особняка, благодаря чему мы узнали, что он – гораздо старше, чем утверждали краеведы и архитекторы.
Заложен дом в середине 18-го века. Конечно, он менялся со временем и в соответствии с хозяйскими вкусами: первоначальную п-образную форму постепенно поменял на прямоугольную. А в конце 19-го столетия Михаил Алексеевич Веневитинов – известный историк, археограф, организатор музейного дела – пристроил входную парадную галерею, посейчас «пропускающую» гостей.
Михаил Веневитинов навел в имении образцовый порядок, произвел капитальный ремонт дома. Здание было оштукатурено, появились новая кровля и новые полы. На первом этаже кладовые перестроили в жилые комнаты. Некоторые из них даже оклеили обоями; Михаил Алексеевич очень хотел, чтобы дом, расположенный в провинции, походил на столичные аналоги. Стремился к этому настолько, что даже предвосхитил появление неоклассицизма, модерна.
Кусочки старины
Внутри дома становится очевидно: реконструкторы ориентировались на принципиально новые, относительно прежних, подходы к экспонированию. Современное мультимедийное оборудование, художественно-образные эффекты; все это – отчасти пока в планах, которые обещают многое. Так, будет воспроизведена самая, пожалуй, священная для музея реликвия: легендарный перстень, подаренный Зинаидой Волконской Дмитрию Веневитинову и воспетый поэтом в одноименном стихотворении. Он будет предъявлен посетителю в виде голографической картинки.
Сводчатые арки, так называемая «тяга» – деревянная горизонтальная растяжка между стенками, аутентичный кирпич; «обнажен» довольно объемный фрагмент кладки, позволяющий увидеть хозяйственно-строительные нюансы. В небольших стеклянных аквариумах, расставленных вдоль стенки первого зала – «кусочки» натуральной старины: штукатурка с антресолей, изразцы с камина, всяческие гвозди. Когда среди всего этого добра рассказывают про историю рода Веневитиновых – резонанс налицо. Пушечные ядра, выложенные в нишу стенки, подчеркивают: примерно половина Веневитиновых – люди военные. Поэтому на их фамильном гербе, выставленном тут же – военная символика.
Зал, который музейщики называют «Петровским», обустроен ради того, чтобы обозначить акцент: Веневитиновы внесли весомый вклад в строительство русского военно-морского флота.
– Так уж сложилось исторически, что царь Петр опирался на Веневитиновых, и это – не случайность, – продолжила Елена Виноградова. – Несколько поколений представителей фамилии были корабелами. Строили плоскодонные корабли под названием «струги», были одержимы в своем деле.
Петровские Указы по стенам – настоящие реликвии: от одного шрифта дыхание перехватывает. А подробный макет усадьбы петровской поры (историческая реконструкция) – со всеми постройками, находящимися на ее территории – позволяет оценить размах, с которым жили русские дворяне. И не то, что позавидовать (глупо!), но – почувствовать разницу с сегодняшним нашим бытованием.