Новости культуры российских регионов
7 мая 2011
Поволжье

Донской казак и «Город Святого креста»

Фильм режиссера из Тольятти принял участие во всероссийском фестивале в Гатчине
Документальный фильм «Николай Туроверов. Страницы жизни» был очень тепло принят зрителями и критиками на прошедшем недавно фестивале в Гатчине, впрочем, так же, как на фестивалях «Мир знаний» в Санкт-Петербурге (диплом зрительских симпатий), «Человек и война» в Екатеринбурге (специальный приз). Для автора картины, тольяттинца Олега Филя, эта лента стала дебютной. Он выступил здесь и как автор сценария, и как режиссер, и как продюсер. Родом с Дона У фильма сложилась счастливая судьба. Его с интересом посмотрели зрители во многих регионах страны. Он переведен на английский язык, им заинтересовались любители документального кино за рубежом. А в марте фильм был показан на первом общероссийском образовательном канале СГУ ТВ. Этот фильм – о судьбе и творчестве блистательного казачьего поэта русского зарубежья Николая Туроверова. Олег Филь — тоже родом из донских казаков. В Тольятти в свое время приехали его родители. История создания этого фильма — давняя. Началось с того, что в руки Олегу Филю попала книжка со стихами Туроверова, изданная в 1999 году. «Первое же стихотворение, - вспоминает Олег, - поразило настолько, что возникло желание, чтобы как можно больше людей познакомились с его пронзительными строками. Его стихи заставляют по новому взглянуть на нашу историю первой половины двадцатого века. А потом я прочитал в статье Виктора Леонидова о жизни Туроверова, и меня поразила судьба этого человека. Он преодолел все тяготы и лишения эмигрантской жизни, но в то же время сумел сохранить любовь к родине. Когда Олег Филь задумывал фильм, то сначала организовал с единомышленниками в Тольятти Центр казачьей культуры «Ставрополь - город Святого Креста». После этого Центр стал проводить Туроверовские чтения. Теперь это всероссийский литературно-музыкальный фестиваль, который проходит на сцене Тольяттинской филармонии. Потом был радиоспектакль по стихам Туроверова, отрывки из которого шли даже по «Радио России». Поклонники поэта собрали богатейший материал о нем, нашли уникальную кинохронику времен Гражданской войны. Так что фильм стал результатом большой шестилетней поисковой работы. «Детская любовь к России» Судьба этого человека, ставшего героем фильма тольяттинских авторов, удивительна. В ней воплощаются, как в капле воды, судьбы многих людей его поколения. Служба в Атаманском полку во время Первой мировой. Белая гвардия, эмиграция, скитания по Европе, случайные заработки, стихи он писал урывками по ночам на пачках из-под папиросной бумаги. Эти стихи эмигранты потом переписывали друг у друга. Первый же сборник Туроверова «Путь», изданный в Париже в 1928 году, «взорвал» русскую эмиграцию. Кому-то эти стихи, может быть, спасли жизнь, оберегли от самоубийства. «В стихах других поэтов-эмигрантов, - говорит Олег Филь, - была обида на Отчизну. У него же осталась детская любовь к России. Не случайно Никита Михалков назвал Туроверова великим русским поэтом двадцатого века». За рубежом Туроверов собирал русские иконы, реликвии казачьих полков, был председателем Казачьего союза. Во Франции бывший белый офицер окончил Сорбонну, работал в одном из банков. Но литературе он верен был всегда — Туроверов издавал литературные сборники эмигрантов, писал стихи, статьи. Его любимым героем был Суворов, о его жизни он издал монографию. Война не оставляла его. Во время Второй мировой Туроверов воевал в составе Французского Иностранного легиона, развернувшего фронт против немцев в Африке. «Уходили мы из Крыма...» Кто не помнит одну из пронзительных сцен знаменитого фильма о Гражданской «Служили два товарища», когда поручик Брусенцов, которого играет Высоцкий, покидает родину на последнем корабле, а за ним плывет конь, не в силах расстаться со своим хозяином. Не выдержав этой картины, поручик стреляет в себя. Этот эпизод был вставлен режиссером по предложению Владимира Высоцкого, который часто выезжал во Францию и был знаком со стихотворением Туроверова «Крым». Вот эти строки: «Уходили мы из Крыма Среди дыма и огня. Я с кормы все время мимо Своего стрелял коня. А он плыл, изнемогая За высокою кормой, Все не веря, все не зная, Что прощается со мной. Сколько раз одной могилы Избегали мы в бою! Конь все плыл, теряя силы, Веря в преданность мою... Мой денщик стрелял не мимо. Покраснела чуть вода. Уходящий берег Крыма Я запомню навсегда». Чем фильм так заинтересовал зрителя? Как считает Олег Филь, «энергетику фильму давали стихи самого Николая Туроверова». Прямых наследников у Туроверова не осталось. Но Олег Филь общался по телефону с его внучатым племянником, который живет во Франции. Тот очень заинтересовался фильмом. Так что его копия будет отослана во Францию, где его посмотрят русские эмигранты, многие из которых, наверное, помнят Туроверова живым: умер он в 1972 году в Париже. Помимо Туроверова, считает Олег Филь, есть масса интересных поэтов русского зарубежья, о которых мало кто знает. Возможно, о ком-то из них будет его следующий фильм.