Новости культуры российских регионов
18 июня 2010
Юг

Smoke on the Volga

Прошел крупнейший российский рок-фестиваль
Все самые знаменитые рок-группы, несколько больших экранов и десятки колонок, расставленных на огромном поле так, чтобы музыка была всюду, потоки машин из Саратова, Оренбурга, Пензы, Новосибирска, Нижнего Новгорода и, конечно, Самарской области... Во второй раз в День России поле совхоза «Красный пахарь» стало местом паломничества меломанов со всей страны. Благоприятные прогнозы оправдались: значительно большее, по сравнению с прошлым годом, количество публики, высокий уровень организации, хиты и сюрпризы от любимых исполнителей, а также эффектное выступление Deep Purple. Легкий хард-рок Многим с трудом верилось, что вечером 12 июня, на фестивале, организованном по инициативе правительства Самарской области, будет звучать фальцет Йена Гиллана и гитарные риффы легенд хард-рока. Но за день до концерта музыканты встретились с прессой. Бодрые и веселые, они меньше всего походили на «динозавров». Даже к своему нынешнему статусу «отцов-основателей» они относятся с легкой иронией: «Для нас самих любой концерт – большой сюрприз. Потому что мы до сих пор не понимаем, что мы делаем на сцене!» Вместе с Deep Purple общалась с прессой и министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова. «Впереди у нас значимое событие на территории губернии, к которому мы очень серьезно готовились. «Рок над Волгой» – большой государственный праздник, – сказала она. - Я надеюсь, что все жители России и Самарской губернии, приехавшие на фестиваль, будут очень довольны и счастливы тем, что посетят такое великолепное мероприятие». Журналисты спешили обратиться к музыкантам за советами. Хард-рокеры были не против. «Когда я учился в музыкальном колледже по классу фортепиано, у меня был русский учитель, – вспомнил клавишник Дон Эйри. – Он говорил, что настоящему музыканту нужны три вещи: учеба, учеба и еще раз учеба». «Судя по всему, Дон его не слушал», - сокрушенно покачал в ответ головой Гиллан. Вообще же, по словам группы, грядущий концерт на «Роке над Волгой» для них – такой же праздник, как и для слушателей, потому что завершает многодневное турне группы. Тупеет острый «ирокез»… 12 июня уже в 10 утра по дороге, ведущей к совхозу «Красный пахарь», плотным потоком шли пешеходы, ехали велосипедисты и автомобили. Разноцветные майки, банданы, раскрашенные лица... Вдалеке – сцена, куда и устремлены взоры идущих. Расписное чудо (группа Mordor), признаваясь в любви России, поет что-то про смерть. Оптимистичное начало! Охранник у входа досматривает «неформалов». Вот нескольких ребят с алкоголем в сумке отправили назад… Пожалуй, единственный острый «предмет», который можно пронести на фестиваль, – «ирокез» на голове. VIP-зоны уже с утра заняты, кое-где мастерят палатки из подручных средств – палок, футболок, простыней. Народ облепил сцену в ожидании «Чайфа». И Владимир Шахрин в рубашке-гавайке и котелке разогнал воцарившуюся на сцене беспросветность Мордора «Оранжевым настроением». А перед этим продемонстрировал всю гамму интонаций, с которыми можно произнести знаменитое междометие «Ой-йо». За сценой музыканты «Чайфа» рассуждали о роли Deep Purple в русской музыке: «Эта группа убила «новую волну» в России. Когда организовался Свердловский рок-фестиваль, музыканты в анкетах на вопрос: «На кого вы ориентируетесь?» писали «Deep Purple». Это великая группа, но для наших музыкантов они были и определенным тормозом. Мы их слушали, но не были фанатами. Писали другую музыку». Музыкальный монохром Последующие исполнители запомнились цветовым контрастом. Музыканты «Ю-Питера» вышли, как всегда, в черном облачении с белыми гитарами (только Бутусов разнообразил сценический имидж синей рубашкой). «Аквариум» же, наоборот, был весь в белом, но с черными инструментами. Концерт «Ю-Питера» напоминал последнее их выступление в Самаре: сдержанный на эмоции Бутусов бережно исполнил песни «Наутилуса» в аранжировках с пластинки «НауБум». На фоне хоть и обновленной, но консервативной программы весьма к месту прозвучала новая песня «Дети минут» на стихи Виктора Цоя. Монотонный вокал Бутусова органично сочетался с гитарной партией Юрия Каспаряна, а на экранах в это время шел видеоклип с фрагментами «Иглы», анимацией и выступлениями самого Цоя. Чуть позже Бутусов рассказал историю создания этой песни: «Рашид Нугманов уже закончил съемки фильма «Игла Remix». Создатели фильма нашли единственный текст, который не был использован в записях группы «Кино». Нам неожиданно предложили написать музыку, а мы неожиданно согласились. Теперь песня получила свою жизнь». Тем не менее, качеством звука на выступлении Бутусов остался недоволен: «На «Рок над Волгой» мы еще приедем. Должны же мы научиться отстраивать звук на сцене!» По сравнению с «Ю-Пи-тером», выступление БГ казалось более энергичным. Гребенщиков сотоварищи вспомнили старые блюзовые вещи, а потом перешли на регги. Исполняя полузабытую «Молитву и пост», Борис Борисович бегал по сцене, а на песне «С утра шел снег», потеснив Альберта Потапкина, стал отбивать ритм за барабанной установкой. На другой песне к БГ присоединился Олег Гаркуша, который подыграл маэстро на маракасах. Слова по делу Наступила очередь праздничных поздравлений. К публике обратился губернатор Самарской области Владимир Артяков. «Россия сильна своим единством, Россия сильна своей историей, своими традициями, культурой и, конечно же, своим роком», - отметил он. Почетный гость мероприятия, полномочный представитель президента России в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота также поздравил пришедших: «Это хорошо и правильно, что такой концерт проходит на берегах Волги. Это правильно, что он проходит в Самаре – городе тружеников, городе ученых. Я вас поздравляю с этим праздником и желаю, чтобы таких праздников было больше!» По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла миссионер и покровитель российской неформальной молодежи игумен Сергий Рыбко прочитал проповедь. По его словам, рок – дело богоугодное, и немало российских служителей церкви начинали свой духовный путь именно с этого направления музыки. После таких слов всем стало понятно, что «Рок над Волгой» – это нечто большее, чем просто музыкальный фестиваль... А к выступлению тем временем приготовилась «Машина времени». Первые российские рокеры своими хитами отправляли публику в музыкальное путешествие то в 70-е, то в 80-е годы. Даже закулисные разговоры с Кутиковым с Макаревичем носили ностальгический характер. После такого публике определенно нужна была встряска, и тут «Король и шут» пришлись как нельзя кстати. «Мишка, где твоя улыбка?» – кричали фанаты, обнаружившие на месте фирменных «щербинок» Горшенева белоснежный фарфор. В ответ на это музыканты предлагали любопытствующим пересчитать их зубы. «Пелагея» умиротворила слушателей фолк-балладами. Не очень «роковыми», но тоже оказавшимися кстати. «К сожалению, у меня не было возможности съездить в фольклорную экспедицию. И вокального педагога у меня также не было. Поэтому текстам песен и их исполнению я учусь самостоятельно у разных бабушек-фольклорных певиц. Одна из них – Ольга Сергеева, у которой мы позаимствовали многие песни для репертуара нашей группы», - рассказала Пелагея. Самой странной выходкой запомнился Александр Васильев из группы «Сплин» – он подменил слово «гандбол» в одноименной песне словом «Газпром». «Для меня это такой собирательный образ зла, - пояснял он позже. – Как приедете в Питер, поймете». Достойный финал Самые жаркие часы фестиваля миновали, но, кажется, больше всех зной беспокоил ведущих. Олег Гаркуша обошелся дежурными фразами, и на танцы в своем фирменном стиле был скуп. Зато читал стихи: «Ложатся краски на холсты/ А будет время: кто попало возьмет рукой свои ключи/ И приоткроет то, что мало»... Константин Хабенский был немногословен, как и Лена Перова, с которой артист все не расставался. Впрочем, их неразлучности нашлось объяснение, когда Лена спела песню собственного сочинения. А на экране в это время демонстрировался видеоклип к ней, в котором Хабенский играл героя-любовника. Для еще одного ведущего Дмитрия Дюжева, по его словам, фестиваль стал напоминанием о тех юношеских годах, когда он увлекался рок-музыкой, познакомился с девушкой на дискотеке и впервые поцеловался. За «Сплином» пора творческих откровений наступила для Валерия Кипелова, что стало предвкушаемым «разогревом» для главных гостей фестиваля – Deep Purple. Гиллан сотоварищи явились в багровом дыму, как это было принято 35 лет назад. И едва Йен Пэйс прошелся палочками по ударным, публика ощутила дрожь: зазвучал старый добрый Hush. И до того, как раздались четыре бессмертные ноты Smoke on the water, музыканты играли песни, на которых выросло целое поколение. Фальцет Гиллана по-прежнему ни с чем не спутать, а Дон Эйри все так же запросто вплетает в свои партии клавишных и «Полет шмеля», и «Самару-городок». А красавец Стив Морс «выпиливает» соло, достойные отсутствующего Ричи Блэкмора… Но и после ухода британцев ненасытные меломаны не спешили уходить, чтобы выслушать новые напутствия «Алисы» и дождаться салюта. Справка По данным ГУВД, в празднике приняли участие 215 тыс. человек. На фестивальную поляну, расположенную на землях совхоза «Красный пахарь» (Красноглинский район) прибыло 8447 единиц автотранспорта, из них 147 автобусов из других регионов России. Для обеспечения общественного порядка и безопасности мероприятия были привлечены 2455 сотрудников ОВД области, 81 военнослужащий внутренних войск МВД России и 250 сотрудников ЧОПов. Несмотря на то, что за медицинской помощью обратилось более 500 человек, серьезных происшествий на празднике не зафиксировано. Милиционеры составили всего два протокола за мелкое хулиганство, доставили в медвытрезвитель шесть человек, разыскали и доставили родителям четверых потерявшихся детишек. С заявлениями о преступлениях обратились семеро.