Новости культуры российских регионов
28 апреля 2009
Юг

Пока она живая…

Выставка Константина Малышева «Живая глина» открылась в Областном доме народного творчества.
Небольшой выставочный зал вмещает лишь несколько витрин, но в них, потеснившись, разместились почти все, кто сегодня не просто называет себя художником-керамистом, но чей авторский почерк узнаваем, чье творчество не раз представлялось на всероссийских и международных выставках, как образец современного донского гончарного искусства. У каждого, собственная неповторимая линия, своя, что называется «фишка». Знаменитые окарины Олега Захарова завораживают, заставляют поверить в то, что он – мастер, играя на своих глиняных «дудочках», извлекает из них звуки самой земли. Глиняные игрушки Марины Макаровой переносят ко времени, которое историки называют детством цивилизации. Сотрудник музея заповедника «Танаис», она лепит из глины копии тех предметов, которые археологи, извлекая из культурных слоев, трактуют как предположительно игрушки маленьких древних танаитов, а заодно других ушедших культур (шумерской, персидской…). Изысканные, лаконичные по форме, покрытые эмалью вазы и тарелки Стафани… - напротив возвращают нас ко дню сегодняшнему. Рядом целые керамические миры, вылепленный руками а……………… Вот большие керамические ладони…, на которых уместилась донская станица со всеми своими жителями. А вот лодка полная аппетитного улова – карты, лещи, раки, правит же ею казак с лихим чубом и с точно таким же весело-ироничным прищуром глаз, каким смотрит на посетителей выставки тот же Константин Малышев. Прищур то веселый, но разговор, который он завел – совсем к веселью не располагающий, Наблюдая как впечатлительная публика радуется рождению под руками Александр Пугачев - одного из лучных на юге России гончарных дел мастеров, изготавливающих максимально приближенные к оригиналам копии древнегреческой посуды (амфор, килик), идеальной формы, а значит и красоты, вазу, заведующая музеем ОДНТ Марина Ванярха говоритзаметил: - Гончарное колесо пока еще крутится… Но оно вот-вот у нас на Дону остановится… Старые мастера уйдут, так и не передав навыки, секреты профессии молодым. Не то что некому. В большей степени негде. Комбинат прикладного искусства закрыт. Мастерских с большими муфельными печами, где можно было бы проводить обжиг не миниатюрных работ, а крупных, экспериментировать – нет. Дело умирает, как… вот эта глина, которой, если не дать вовремя воды погибнет, превратится из податливого пластичного материала в некуда не годный сыпучий песок. Нужна продуманная планомерная работа по поддержке мастеров народного промысла. Нужна…