Новости культуры российских регионов
8 января 2024
Москва

«Мадам Бовари» – драма повседневности

20, 21 января в театре «Маска» новая премьера Антона Федорова, режиссера спектаклей «Петровы в гриппе» и «Буковски»
Фото: Алексей Фокин

На новой сцене МДМ состоится премьера спектакля «Мадам Бовари» по знаковому роману Гюстава Флобера. Режиссер постановки – Антон Фёдоров, поставивший спектакли «Петровы в гриппе» и «Буковски» в Гоголь-центре, «Где ты был так долго, чувак?» в пространстве «Внутри», а также снявший сериал «Мир! Дружба! Жвачка!».

В новом спектакле Фёдоров покажет человека без прикрас, полностью следуя задумке Флобера, который в середине XIX века совершил революцию в литературе. Каждый персонаж пьесы, а не только главная героиня, будет переживать свою личную трагедию. В спектакле задействован мощный актерский состав: Наталья Рычкова в роли Бовари, Максим Севриновский играет Шарля, киноактер Артур Бесчастный ради роли Родольфа вернулся в театр, Роза Хайруллина предстанет в образе свекрови. А Леона, Лере и аптекаря Гомэ сыграют Сергей Шайдаков, Рустам Ахмадеев и Алексей Чернышёв.

Спектакль «Мадам Бовари» восходит в своей подаче к французскому кукольному театру Гиньоль, который унаследовал традиции ярмарочных балаганов: в нем много преувеличения, озорства, но в то же время много поводов задуматься о действительно важных вещах. Например, о том, насколько в сегодняшнем турбулентном мире все мы теряем себя и искренность, состоим из надуманных фрагментов, обрывков, цитат, мнений друг о друге. Человек действует не из любви, а из страха. А когда действуешь из страха, можно натворить много нехороших дел.

«Мы не щадим человека, но при этом мы ему очень сочувствуем, — говорит Антон Фёдоров. — Это трагедия. Трагедия, когда человек натыкается на то, что любое чувство (эмоция, поступок и так далее) становится отвратительным, пошлым и, самое главное, абсолютно пустым и бессмысленным. Но человек так усиленно не замечает этого, что впору схватиться за голову. Флобер очень жесток по отношению к человеку, но, на мой взгляд, более чем справедливо. Справедливо и сейчас, когда человеческая искренность так глубоко зарыта в нажитом мусоре мнений, позиций, отношений, оценок, мечтаний… В нашем спектакле мы пытаемся в некотором смысле «препарировать» человека, исследовать глубинные мотивы его поступков».

Мультимедийные декорации от Нади Гольдман помогут разобраться с внутренним миром героини, её мысли можно будет в прямом смысле увидеть — в формате анимации. Отдельным «героем» пьесы станет город, в который в поисках и метаниях переезжает чета Бовари. Над световым оформлением спектакля работает художник по свету Александринского театра Игорь Фомин. Французский шарм придаст спектаклю и музыкальное сопровождение, созданное Григорием Калининым.

«Весь наш спектакль буквально соткан из аллюзий, отсылок, «пасхалок», как сейчас говорят, — уточняет Антон Фёдоров. — Мы ведь все росли на французских фильмах, книгах. Русскому человеку всегда было свойственно с особым придыханием — влюблённо и возвышенно — относиться ко всему французскому. И мы делаем постановку в том числе про это: про желание русского человека быть французом, жить эту прекрасную французскую жизнь с французским кино, французским вином, французскими духами... К счастью для нас, у Флобера великолепный материал, который не теряет актуальности — и который даже не нужно специально осовременивать. Всё и так прозвучит очень близко и понятно».