Новости культуры российских регионов
14 декабря 2023
Москва

Дыхание Бурятии

Бурятский театр оперы и балета им. Цыдынжапова представил москвичам балет «Земля веры – Баргуджин Тукум» по мотивам национального эпоса
Фото: пресс-служба правительства Республики Бурятия

Баргуджин Тукум – легендарная земля, древняя родина бурятов. Столетие со дня своего образования республика отметила постановкой национального балета, основанного на научных исследованиях, мифологии и, конечно, творческой фантазии. Хореографом действа выступил Никита Дмитриевский, композитором – Анастасия Дружинина, автором либретто стал драматург Геннадий Башкуев. Премьера состоялась в Улан-Удэ 19 мая нынешнего года, а в декабре увидеть ее посчастливилось зрителям Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Зал был полон и очень доброжелательно настроен к гостям. Экзотическая культура Бурятии – пусть и такой родной, но все-таки по-прежнему немножко загадочной и далекой – привлекает внимание и волнует воображение. Впрочем, балет представляет собой скорее взгляд на национальную мифологию и этнографию со стороны (коей в данном случае выступил москвич Дмитриевский). Однако забайкальский колорит ощущался благодаря прекрасной работе художника по костюмам Татьяны Тышкеновой. Особенно эффектно выглядели танцовщицы в птичьих масках и платьях с высокими разрезами, а главная героиня в одном из эпизодов выходила на сцену в костюме из бархата на железном каркасе и головном уборе с длиннейшими косами. Ведущими элементами декорационного оформления стали колесо Сансары, образ юрты и солнца.

В музыке также сильна этнографическая нота, хотя создалось впечатление, что и она носит несколько «экспортный» характер: звучание национальных инструментов, пение, вздохи невидимых голосов перемежались с вполне традиционными музыкальными мотивами. Хореография местами казалась шаблонной, и наибольший интерес вызывали многочисленные массовые сцены (в постановке занята большая часть труппы), особенно – прыжки, акробатические элементы и великолепные высокие поддержки. Они позволяли оценить пластику артистов и их балетную подготовку. Было бы интересно посмотреть на них в классическом репертуаре – а таковой представлен в Бурятском театре в полном объеме.

Сюжет постановки считывается неподготовленным зрителем с трудом. Очевидно, что влюбленная пара – Асуйхан (Оюна Кынзыбеева) и Тумэн (Экер Хунакаа) – проходит череду испытаний и превращений, сохраняя вечную любовь. Либреттист добавляет спектаклю религиозно-мифологической подоплеки: души героев, один из которых исповедует шаманизм, а другой – буддизм, встречаются в различных перерождениях. (Возможно, этот антагонизм более понятен в Бурятии). Один из самых удачных эпизодов танцуется ближе к финалу действа: в лирической мизансцене танцовщики проносят на руках, казалось бы, бездыханные тела любящих – но вот они поднимаются, наполняются жизнью и дыханием. Торжество любви над смертью – вечная тема искусства, понятная в любом уголке мира. Радуга осеняет девушку и юношу, знаменуя их долгий предстоящий путь через трудности, опасности, соблазны, но всегда с верой и истинным чувством в сердце. Этот поэтический подтекст позволил хоть на один вечер сблизиться многочисленным и разным культурам нашей многонациональной страны.

Успешные гастроли Бурятского театра лучше всего показывают важность взаимного изучения и обогащения народов, духовным единством которых мы сильны.

Дарья СЕМЁНОВА