Новости культуры российских регионов
6 октября 2023
Москва

Персоны умолчания в Москва-Сити

Галерея Стеллы Кесаевой Stella Art Foundation представляет первый масштабный выставочный проект в своем новом пространстве в Москва-Сити

Выставка соберет более 60 работ, среди которых никогда прежде не экспонировавшиеся произведения классика соц-арта Бориса Орлова и скульптуры Сергея Шеховцова, охватывающие 25-летний творческий путь художника.

Связанных многолетней дружбой авторов объединяет обращение к темам исключенного, подавляемого и скрытого. Название выставки «Парсуны нон грата» указывает на фигуры (персоны) умолчания, вытесненные в область коллективного бессознательного. 

Объекты в работах находятся в состоянии постоянного становления и, избегая окончательной формы, предпочитают пребывать в движении. Бесконечно мутируя и сливаясь, предметы и герои работ Шеховцова не могут поделить между собой единое пространство и изгоняются в бесконечную пустоту означающего, дрожащего перед зрителем изломом пластикового бока.

Неудивительно, что излюбленными героями художника стали исключенные и бесправные жители города, homo sacer городской фауны — голуби и бродячие собаки.

Художник Борис Орлов, стоящий у истоков соц-арта, начиная с середины 70-х разрабатывает строгую систему функционирования подсознательного советской идеологии. Обнаруживая пластические признаки больших стилей в официальном визуальном языке социалистического реализма, Орлов, словно следопыт или психоаналитик, следует по этим крошкам-оговоркам до вытесненных из официального языка, невидимых оснований советского мифа. В каком-то смысле Борис Орлов — художник-реалист, «всего лишь» фиксирующий и описывающий систему функционирования механизмов работы непристойной изнанки идеологии.

«Меня больше всего интересовал феномен империи, а тогда этого слова даже произнести вслух нельзя было, — говорит в одном из интервью Орлов. —  А я, такой молодой и смелый, вдруг стал в своем творчестве эту тему разрабатывать. И изучая весь опыт и принцип работы машины советской пропаганды, я увидел, что весь визуальный опыт Советского Союза базируется на визуальном наследии всех мировых империй, от Александра Македонского через Рим, Наполеона, сталинский стиль и прямиком к Брежневу. Тема власти всегда была для меня очень важна, но сам я никогда политикой не занимался, так что сказать, что я политический художник, неправильно. Я, скорее, исследователь, наблюдатель, художник-политолог».

Сергей Шеховцов обращается к отброшенным и отвергнутым низовым образам массовой культуры и обыденности. Выполненные из «неблагородных» промышленных материалов, часто покрытые хаотичными граффити, обманчиво легкие sculptura secunda Шеховцова кажутся незавершенными.

«В 2001 году возникло ощущение мира как мягкой, аморфной, обманчивой материи, — рассказывал в одном из интервью Шеховцов. — И первый проект хотелось сделать о том, что окружающий мир — это иллюзия. В целом это было поп-артистское высказывание, а обработка материала граффитистским инструментом усиливала ощущение иллюзии. Важны были фактура, история про мягкость и твердость...».

Эти выставки двух художников стали первыми в большом пространстве Stella Art Foundation в Москва-Сити, где уже подготовлена обширная выставочная программа на следующий сезон. Фонд основан в ноябре 2003 году коллекционером и меценатом Стеллой Кесаевой. Цель Фонда — культурный обмен, поддержка российского искусства и молодых художников. В его коллекцию входят около 1500 предметов искусства. За годы работы Фонд организовал более 100 выставочных и культурных проектов в России и за рубежом, сотрудничает с государственными и частными музеями и галереями.

Выставка будет работать до 31 января.