Новости культуры российских регионов
9 февраля 2023
Москва

«Отличники» Репин, Поленов, Кустодиев, Семирадский

9 февраля в Музее русского импрессионизма открывается выставка, посвященная европейским путешествиям художников на рубеже XIX–XX веков

Лучшие студенты-художники, отличники, получали после учебы в Императорской Академии художеств и Московском училище живописи возможность поехать на год-два в Европу с формулировкой «для усовершенствования в искусстве». Упоминание этих заграничных поездок часто встречается в биографиях известных художников. Выставка «Отличники» – одно из первых крупных исследований, посвященных пенсионерским поездкам выпускников в 1870 – 1917-х годах. Как повлияли эти поездки на молодых амбициозных художников, как отразились на формировании их стиля и на эволюции традиций отечественной художественной школы в целом.

«Художники по-разному смотрели на Европу, одним хотелось оттуда скорее уехать, другие просились снова, они привозили различные по темам и исполнению работы. На выставке выделены два основных этапа – до реформы Академии Художеств 1983 года и после. До реформы Академия оказывала большое влияние на своих выпускников и требовала, чтобы они писали за границей по тем жанрам, по которым выпускались. А после реформы Академия была настроена демократично, позволяла художникам самовыражаться», - говорит куратор выставки Ольга Юркина.

Для многих пенсионеров образовательные турне становятся периодом активных творческих исканий. Например, Борис Кустодиев предстает перед посетителями с нетривиальными сюжетами – на пути к формированию своей узнаваемой манеры мастер много времени проводит в парижском Лувре, копирует в мадридском Прадо, делает зарисовки в городских кабаре и пишет этюды в Булонском лесу.

Разнообразие модернистских течений Европы конца XIX века давало молодым художникам новые ориентиры. Так академические сюжеты Генриха Семирадского и Ивана Айвазовского с античными руинами и морскими видами сменяются пленэрной живописью Василия Поленова и Ильи Репина. После реформы Академии художеств в 1893 году, значительно упростившей отчетность по пенсионерским поездкам, живописцы нового поколения – Ефим Чепцов и Михаил Демьянов – запечатлевают повседневную жизнь простых европейцев, обращаясь как к опыту передвижников, так и к смелой манере Винсента Ван Гога.

В экспозиции представлены как известные мастера, так и художники, для которых проведенное за границей время стало наиболее ярким этапом в творчестве. Это заметно на полотнах Николая Ге, Константина Горбатова, Исаака Бродского, Александра Яковлева, Василия Шухаева и других живописцев из федеральных и региональных музеев, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко, а также частных коллекций.

Многие художники отказались от подражания зарубежным мастерам и, переосмыслив полученный за границей опыт, положили начало новому витку развития русского искусства. Этот переломный момент можно проследить в работах участников пенсионерских поездок: от академических произведений Генриха Семирадского до живописных экспериментов Ильи Репина, Василия Поленова и их последователей.

Эта выставка – первый художественный проект в России, масштабно адаптированный для слабовидящих и незрячих гостей. К избранным произведениям представлены тактильные копии. Семь макетов, созданных при поддержке партнера инклюзивной программы Благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», по окончании проекта дополнят постоянные экспозиции региональных музеев. Составить полноценное впечатление о работах помогают ароматы-состояния от незрячих парфюмеров Pure Sense.

На третьем этаже выставку дополняют работы европейских мастеров, чьи имена встречаются в письмах и академических отчетах русских живописцев о зарубежных поездках. В частности, представлены произведения Камиля Коро, Гюстава Курбе, Эжена Каррьера, Франца фон Штука и других художников из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Работы одних из них, например, пейзажи Шарля Франсуа Добиньи, восхищали и вдохновляли русских художников, других — не производили сильного впечатления. Но собранные вместе полотна барбизонцев Теодора Руссо, Виржиля Нарцисса Диаса де ла Пенья, Жюля Дюпре, натуралистов, реалистов и символистов позволят понять, в какой эстетической среде творили художники-пенсионеры на рубеже XIX–XX века. В этот период европейские художники отходят от академической традиции и экспериментируют с новыми темами и образами. Ярким свидетельством этой переломной эпохи являются пейзажи представителей барбизонской школы. Работая над пленэрными этюдами, они стремились запечатлеть пограничные состояния природы. А изображенные за своими повседневными занятиями герои были созвучны русским мастерам, испытавшим на себе влияние идей передвижничества.

Разговор о реалистической традиции продолжат работы Шарля Котте и Паскаля Даньян-Бувре, чье творчество высоко ценилось публикой из России. Среди почитаемых у русских пенсионеров был и швед Андрес Цорн, чье творчество находило поклонников по всему миру, и виртуозная живопись немецкого художника и графика Адольфа фон Менцеля.

Выставка будет работать с 9 февраля по 21 мая.