Знакомый по школьной программе «Ревизор» Н.В. Гоголя – едва ли не самый постановочный в России спектакль. Чтобы привлечь публику и уйти от хрестоматийности, режиссеры прибегают к невероятным экспериментам, устраивая на сцене то пьянку уездных чиновников на фоне строительных лесов, то заставляя помещиков Добчинского с Бобчинским встать на ходули…
Владимир Червяков, не отвергает новаций, но старается в первую очередь подчеркнуть притчевость пьесы. Режиссер поделился своим видением произведения классика русской литературы.
- Владимир Александрович, как вы сами определяете жанр своего спектакля, к чему должен быть готов зритель, когда придет на премьеру?
- Острая, меткая сатира Гоголя спустя почти два столетия звучит жизненно даже без поправок на современность и не требует никаких «улучшений». Но в нашем случае – это все-таки больше комедия, чем сатира.
- В пьесе 25 героев, кого же из них считать главным?
- В нашем спектакле это чиновничья масса, стадное чувство которой поглощает и Хлестакова, и городничего. Один из скромного «елистратишки», с «легкостью мыслей необыкновенной», преображается в того, кем его хотят видеть уездные чиновники, купцы и помещики – в столичного вельможу. Другой – городничий, поддавшись стадному чувству, покупается на «пренеприятное известие», приняв вместе с остальными Хлестакова за прибывшего инкогнито из столицы ревизора.
- В «Ревизоре» нет ни одного положительного персонажа. Единственное «честное, благородное лицо», как считал автор, - это смех.
- Почти за двести лет с момента создания пьесы смех хоть и противостоит силам общественного застоя, бездушия и эгоизма, но победить их никак не может… На мой взгляд, персонажи Гоголя – несчастные люди.
– Можно ли оправдать Хлестакова, который столько всего натворил?
- А зачем его оправдывать? Хлестаков - он как вода, которая принимает форму любого сосуда. Оказавшись в центре случайных ошибок, он выполнил все, чего ждали «отцы города» от столичного ревизора: нагнал страху, собрал взятки и исчез, оставив всем им надежду на светлое будущее.
- По утверждению Ивана Тургенева, Гоголь раскрыл «нам себя самих». Не выполняет ли «Ревизор» эту функцию и в наше время?
- Конечно, российские закономерности, ярко выписанные Гоголем, не потеряли свою актуальность и в ХХI веке. По-прежнему процветают взяточничество и казнокрадство, подхалимство и показушничество, а приезд человека из «центра» заставляет местных чиновников наводить внешний глянец, пускать пыль в глаза и строить «потемкинские деревни»…