Новости культуры российских регионов
13 февраля 2013
Сибирь

С теплым чувством

Войлочные скульптуры Ирины Андреевой обживают пространство художественного музея.

Хорошо зимой сидеть дома в тепле, лепить пельмени и смотреть в окно с морозными узорами. А там, за окном, на снегу свои следы оставили трактор, ворона и кошка. Хорошо взять коньки и отправиться на каток. Или слепить во дворе снежную бабу. Хорошо поиграть с котенком в прятки. Хорошо вечером смотреть мультики по черно-белому телевизору. Хорошо быть ребенком. Хорошо помнить ощущения детства. Хорошо делиться своими воспоминаниями, как это делает московская художница Ирина Андреева.

Выставка «Теплый день» дарит удивительные ощущения: кажется, что ты оказался внутри кукольного мультфильма. И дело не только в том, что главным персонажем многих композиций являются куклы и предметы, сделанные из войлока. Но они и организованы в пространстве по анимационному принципу: каждая композиция – кадр. Героиня «мультсериала» девочка лет пяти. Она персонаж отчасти автобиографический, отчасти собирательный. Это девочка из  эпохи, когда мультики показывали только раз в сутки, вечером, когда все семьи перед праздником лепили пельмени, когда снежинки вырезали из промокашек, когда поля в тетрадках отчеркивали по линейке красной пастой…

Все предметы связаны определенными отношениями, настроением, и есть сквозное действие, которое длится день, с утра до вечера. Рядом с девочкой живут живые валенки. Они могут быть беременными и кормящими, лежать в чемодане. Собранные вместе в одну экспозицию сюжеты образуют многомерную историю о Детстве и Доме. Именно так, как старые мультфильмы, воспринимают дети и молодые люди скульптуры Андреевой, а художники называют ее стиль «трогательными» мультфильмы, потому что их можно потрогать.

- Эта выставка придумалась после ухода из жизни моего отца. Я вдруг поняла, что не успела поблагодарить его, сказать в нужной степени о своей любви к нему. А такая недосказанность тяжела. И я стала делать сюжеты, боясь что, эмоция может исчезнуть или не смогу вспомнить, как все было. Поэтому «Теплый день»  – дань моим родителям, благодарность моему детству. Моим близким людям, которые меня любили, за то пространство счастья, которое они создали, - говорит Ирина.

Начав процесс реконструкции детства, художница, по ее словам, вступила в диалог с отцом, с самой собой,  какой была она в детстве.  Следующий проект «Узелки на память» - это диалог с бабушкой. Ирина с помощью войлока рассказывает о доме в деревне. Точнее, воссоздает его в новом формате, потому что реального дома нет.

Андреева целенаправленно работает с ушедшей эпохой, как реставратор, бережно воскрешая детали и эмоции минувших дней. Поэтому ее мир черно-белый, как на старых фотографиях и фильмах. Фотографии, включенные в экспозицию, отвечают на вопросы: как происходит рукотворное чудо. И видно, что художник стирает руки в кровь, пока шерсть превращается в трогательный образ. Кстати, шерсть она закупает в Чувашии, там «правильных овец выращивают».  Работает дома, потому что нет мастерской. Поэтому размер ванны, которая используется для создания – определяет размер пианино, шкафа и других предметов выставки.

Родившаяся в маленьком купеческом городке Сарапул, что стоит на Каме, Ирина Андреева точно и бережно воспроизводит атмосферу жизни провинциального городка, затерянного где-то в зимнем дне, который длится всю жизнь.