Участниками его стали не только учащиеся школ искусств и художественных школ областного центра, но и дети из других городов Кузбасса: из Новокузнецка и Белово, из Анжеро-Судженска и Юрги, из Ленинска-Кузнецкого и Салаира. Всего на суд жюри было представлено 233 работы 204 участников, самому младшему из которых всего 6 лет, а старшим – 16. Такое количество талантов, готовых состязаться в своем мастерстве, радует: значит, дети охотно откликаются на взрослые затеи. Значит, преподаватели увидели в теме конкурса хороший повод для реализации детских способностей.
И впрямь, название конкурса дает простор для самовыражения. Можно рисовать любимые и хорошо знакомые тебе уголки родного края: собственный двор или улицу, по которой идешь в школу, вид из своего окна или бабушкину избу в деревне, экскурсию в Знаменский собор или культпоход в театр – все это точно попадает в тему конкурса. И даже скучные школьные штудии, вроде традиционных натюрмортов с кувшинами и фруктами, прекрасно укладываются в задание. Особенно, если придать этому натюрморту историческое или этнографическое звучание (так, как сделали это, например, Наталья Малявко или
Примечательно, однако, что юные художники не останавливаются на таком «ученическом» подходе. Во многих работах видны попытки показать Кузбасс во всей его производственной, исторической, мифологической мощи. В этом смысле мне, как зрителю, очень понравилась живописная работа Алены Черновой «Производство шахтных вагонеток» (ДШИ №45, преподаватель Елена Ходорыч). Думаю, ребенок насмотрелся художественных фотографий на сходную тему – иначе откуда у одиннадцатилетней девочки такие живописные, яркие и чрезвычайно убедительные впечатления от летящих во все стороны фонтанов искр, лязгающих механизмов, сумрачных фигур людей, занятых тяжелым делом?
Умиляют, понятно, работы самых маленьких. В этом смысле «Почетный шахтер» шестилетней Екатерины Очкиной (ДХШ №19, преп. А.Волкова) – справедливо вызвал и восторженные отклики зрителей, и высокую награду жюри (1 место в своей номинации). Портрет человека в каске, простоватого на вид, отнюдь негероической наружности, на фоне черных стен и ярких всполохов света – точное отражение «горняцкого характера».
Впечатляет и работа 8-летней Софии Максимовой из Анжеро-Судженска (преп. Г. Никитина, ДШИ №56) «Город на угле». Композиционно и тематически она вроде бы ординарна: на первом плане – рабочий человек в каске, на заднем – новостройки «спального района», на среднем – кузова тяжело груженных КамАЗов. Но фон, земля, на которой все это стоит! Она – словно искрится десятками драгоценных камней. Яркие красно-сине-зеленые кристаллы нагляднее всяких слов убеждают зрителя: мы живем на драгоценной земле, уголь, благодаря которому поднялся Кузбасс – лишь часть тех богатств, которыми обладает край.
Впрочем, такой производственный подход далеко не исчерпывает тему. Например, в работе пятнадцатилетней Юлии Купреевой из Салаира (ДШИ №2, преп. Л. Лушникова) «Степные тайны» мы видим три женских фигуры – три поколения коренных сибирячек. Раскосые глаза, национальные костюмы и таинственный взгляд каждой женщины – словно главы эпоса, рассказывающие об истории края.
Совсем по-иному видит Кемерово четырнадцатилетняя Полина Желудкова из Юрги (преп. И. Щербинина). В ее рисунке «Кемеровчанка» зашифрованы и эмблематичные места Кемерова (почтамт, памятник Михайле Волкову, часовня близ филармонии), и летящие вуалью роскошные волосы кузбасских красавиц, и четкая графика зимних ветвей на городских бульварах…
Председатель жюри конкурса, доцент КемГУКИ, художница Инна Акимова сказала на подведении итогов: «Мы оценивали мастерство. А это значит – и умение необычно, неожиданно раскрыть предложенную тему. И умение найти адекватный художественный образ для ее воплощения». В этом смысле, пожалуй, одной из находок конкурса стала работа в смешанной технике (рисунок и батик) «Ушедших дней привычные узоры». Ее автор – тринадцатилетняя Софья Лушникова из Салаира (ДШИ №2, преп. Л. Поддубикова). Потрет бабушки со спицами как-то очень органично вписан тут в разноцветные кусочки, словно вывязанные «из остатков нитей». И уютные эти «лоскутики», и иконописный лик бабушки в платочке, запечатленный в центре композиции, создает настроение теплого родного дома.
Вообще стоит отметить, что в этом году впервые в конкурсе было необычно большое количество номинаций: к традиционным «рисунок», «живопись», «композиция», «декоративно-прикладное искусство» добавилась новая – «дизайн». В основном в этой номинации были представлены работы учащихся преподавателя ДХШ №19 Ирины Пашковой. Дети разрабатывали фирменный стиль открыток, буклетов, подарочной продукции и пр. Декоративно-прикладное искусство было представлено батиком, керамикой, и очень интересными работами в смешанной технике (отметим тут Елизавету Тилишевскую 12 лет, ДШИ № 50, преп.Н. Каретина с панно «Культурное наследие России – Томская Писаница»).
Впрочем, рассказать обо всех победителях – задача непосильная. Во-первых, потому, что победителями конкурса стали 117 учащихся, 95 лауреатов и 22 дипломанта. А во-вторых, потому что работы участников выставлены сразу на четырех площадках областного центра. Самая большая экспозиция развернута в центральной детской художественной школе №1, чуть поменьше – во Дворце молодежи, еще две – в здании городской администрации и в центральной музыкальной школе №1.
Все призеры получили награды – грамоты, памятные призы. Но есть среди награжденных и вовсе уникальные личности. Например, преподаватель Тамара Боброва из ДШИ №19 – все ее ученики, все номинанты, представленные на конкурс, стали лауреатами! Или – воспитанники Новокузнецкой художественной школы №2. Все они – все до единого! – выдвинувшись на конкурс, стали призерами.
А «героем конкурса» стала Ольга Мальцева, преподаватель Кемеровской художественной школы №1. Она получила специальный кубок. И есть за что. Скажем, ее ученица Мария Чеботарева, стала призером во всех трех основных номинациях конкурса. Нельзя не отметить поразительную профессиональную зрелость четырнадцатилетней художницы. Например, ее «Натюрморт на окне» с полуувядщими осенними букетами в скромных вазах, так изящен, прозрачен и тих, словно сама «золотая осень».
- Ольга Юрьевна – признанный лидер нашего преподавательского сообщества, - сказала о ней директор ДХШ №1 Ольга Цветкова. – Просто поразительно, когда она все успевает. Мы не можем за ней поспеть, сколько ни пыжимся. Она – человек ищущий, постоянно растущий, много ездящий. Причем зачастую она и ее ученики ездят на пленэры за свой счет. Так было, например, с пленэром в подмосковный Звенигород…
А для самой Ольги Мальцевой творческое общение с детьми – самое «вкусное», что только можно придумать в работе профессионального художника. Об этом хорошо сказала на церемонии награждения еще один член жюри, художник Евгения Юманова:
- Когда ребенок рисует, мы думаем: как хорошо! Не балуется. Не донимает старших. При деле. Но на самом деле в эти моменты в личности закладывается самое важное: матрица будущего человека. Который умеет работать. Терпеть неудачи, и удачи тоже. Который понимает, что мир – это гармония. Между добром и злом. Между теплыми цветами и холодными, во всех смыслах. Рисуя, ребенок научается постигать и создавать эту гармонию. Так что, наверное, стоит быть учителем рисования!