«Страшно быть выброшенным»
- В эти дни все обсуждают кавер Театра драмы на клип Gangnam style. Как вы относитесь к этой истории?
- Я рад, когда в театре есть жизнь. Эти ролики ведь были сняты не для того, чтобы выкладывать их в Интернет, а как подарок «для своих». Мне позвонили и спросили, знаю ли я клип Gangnam style? Я не знал, но полностью доверился молодежи. Меня попросили переделать текст на русский, потом предложили в ролике «С первого по тринадцатое» снять меня самого. И уже после того, как все было сделано, мы поняли, что не сняли ничего такого, что нельзя было бы показать зрителю.
- Как вы вообще оцениваете то, что сейчас происходит в Театре драмы?
- Мне нравится, как он развивается. Театр сейчас помолодел, и это здорово, потому что должна быть свежая кровь. Молодежь мобилизует нас. Мы смотрим на них, и нам стыдно, что они, например, приходят с выученным текстом, а мы нет. И потом, у них нет еще цинизма, усталости такой, знаешь, от театра. Я, когда поступил в студию к Монастырскому, шел по ступенькам служебного входа и думал: неужели я буду каждый день по ним подниматься!
- Часть вашего времени сейчас уходит на реабилитацию, но в профессиональную деятельность вы уже включились.
- Меня выбрали в жюри «Самарской театральной музы», и я так благодарен за это Союзу театральных деятелей! Потому что в этой болезни знаете, что самое страшное? Что ты оказываешься выброшенным из общества. Мало того, что у тебя рука-нога не работает... Но мне грех жаловаться.
- Я, наоборот, хотела спросить, каково вам быть в центре внимания.
- Хорошо! Некоторые доброхоты Галку (жена Олега. - Прим. ред.) ругали, когда мы приехали в Дом актера на вручение премии «Браво», а ко мне подходили люди и говорили: «Спасибо, что вы приехали. Мы хоть успокоились». И мне тоже это важно! Я всех увидел, понимаю, что меня не забыли — столько положительных эмоций! И вот эта премия мне дороже всех наград, которые я когда-либо получал. Потому что сейчас она мне особенно необходима.
Но мне вообще грех жаловаться, меня не забывают ни театр, ни СТД, ни вот СМИ родные.
- Да какое там «забывают»!
- Наша профессия, к сожалению, такая, что мы живы, пока выходим на сцену. Я вспоминаю, как Сашка Амелин, царствие ему небесное, репетировал один спектакль в паре с другим актером. А потом лег в больницу. У него тогда был период, когда он каждый день играл. И когда он выписался, в том спектакле уже играл другой актер. И вот Сашка зовет меня в гримерку и спрашивает, вводиться ему теперь или нет. Я говорю, Сань, ну не «Гамлет» же, ты же сам страдал, что у тебя выходного нет, у тебя же каждый вечер спектакли! И вдруг он мне говорит — Сашка Амелин, избалованный славой! - «Тут откажешься, там откажешься — а потом и забудут». И он прав!
Спасибо родному телевидению — я сейчас снялся в двух фильмах проекта «Легенды и мифы Самарского края» на «Губернии». В одном играл Рычкова, помощника Татищева, в другом старца. Галка говорит, я аж светился весь, когда снимался.
- Вы говорили, что врачи уже разрешили вам играть небольшие роли на сцене.
- Официально меня отовсюду уволили, потому что при первой группе инвалидности я не имею права работать. Не потому, что все так хотели, а потому что так надо, с моего согласия! Но я, например, на волонтерских началах ставлю спектакли и сценки в нашей психиатрической больнице на Нагорной — для больных это арт-терапия.
- Непростое дело.
- Я сначала хотел отказаться, потому что ставить не люблю, но теперь понимаю, что неизвестно еще, кто кому помогает — я им или они мне. Я такой кайф испытываю в этой творческой стихии! И в Москву с ними на фестиваль съездил с удовольствием.
«Думал, я двужильный»
(К разговору подключается жена Олега Галина.)
- Перед болезнью вы готовили новый спектакль в Доме актера.
Олег: Да, мы репетировали спектакль «Опавшие листья» по трем рассказам Бунина, даже сыграли 9 мая сдачу, 21 мая как раз должна была состояться премьера... Ставил режиссер из Нижнего Новгорода Владимир Кулагин. Бунин - тонкая литература, которую я никогда не играл. Мы сделали спектакль с песнями Вертинского, ставили его о России, о том, как тяжело людям, которые из нее уехали, — а получился спектакль о любви.
- С Буниным всегда так.
Олег: Получилось про последнюю любовь поэта. Люди на чужбине встречают родственную душу, но как только обретают друг друга, он умирает. Трагический спектакль.
- Мы еще увидим его.
Олег: Я сейчас не могу работать официально из-за инвалидности, но думаю, это правильно, потому что, если меня не остановить, я опять кинусь в работу! Хотя теперь я осторожнее, понял, что нельзя так, нужно себя беречь.
- Четыре года назад наше интервью начиналось с вопроса, как вы все успеваете.
Олег: Да, я загнал себя, я понимаю. Когда люди спрашивают, за что мне это, я говорю, ни за что, просто Боженька смотрел на меня и думал: «Олег, ты, наверное, не понимаешь, что тебе надо остановиться». И остановил меня. Говорят, что слишком жестоко. Нет, правильно остановил, потому что если б мягче, я бы не напугался. Ой, грех, конечно, шутить, но когда я лежал в больнице, мы с Владимиром Суховым говорили Грекову: «Герочка, вот мы сейчас выйдем и напишем пьесу про троих: про инсультника, инфарктника и человека с искусственным сердцем, чтоб с чемоданом ходил. И поставим ее».
Галина: Еще Санька был жив.
Олег: Сашка, царствие ему небесное, человек с юмором был, он бы нас понял.
- Можно сказать, что многое пересмотрели в своей жизни?
Олег: Мы сейчас встречаемся со знакомыми, и Галка каждый раз возмущается: «Опять начал лекцию!» А я первым делом начинаю рассказывать, что нужно больше отдыхать и бросать курить.
Во-первых, я бы теперь точно бросил курить, потому что это — самое страшное для сосудов. Я думал, что инсульт — это после 60, а это теперь болезнь без возраста. Думал, я двужильный, а ничего подобного. Даже машины стачиваются. Ну и, конечно, отдыхал бы.
Галина: Можно сколько угодно хаять нашу медицину, но про людей, которых я увидела в реанимации, просто книги писать нужно. Вызвали потрясающего нейрохирурга Сергея Михайловича Сергеева.
Олег: Он даже меня оперировать приехал в свой выходной.
Галина: Хочется просто сказать спасибо этим людям, которые работают на износ.
- Вы всегда говорите, что спектакль и роль должны быть «больными», задевать за живое. У вас сейчас есть такая роль?
Олег: Есть, прямо угадала. Не поверишь, перечитал «Судьбу человека» Шолохова — так хочу ее сыграть! Тем более там не нужно много двигаться, герой же встречает человека на берегу реки, садится и рассказывает ему всю свою жизнь. Так хочу это сделать!