Новости культуры российских регионов
16 января 2013
Сибирь

Рафаэль копировал, Версаче заимствовал

Островок Древнего Рима в областном художественном музее.

Интерес к античности для просвещенного томича так же естественен, как интерес к истории своего города. По крайней  мере, на протяжении последних 130 лет, то есть с тех пор, как был открыт университет, и при нем начала работать Научная библиотека. Именно «Научка» вместе с областным  художественным музеем в канун Нового года дали еще один повод томичам обратить свои взоры к эпохе, когда римские города Помпея и Геркуланум были украшением планеты. О былом величии Древнего Рима, о красоте и гармонии античных храмов и терм, о художниках и просветителях XVIII века рассказывает выставка «Прекрасней творений Рафаэля…».

В название вынесены слова итальянского археолога Николо Марчелло Венути, руководившего в 30-х годах XVIII века  раскопками Геркуланума, города, разделившего участь Помпеи во время извержения Везувия. Под прекрасными творениями Венути имел в виду не только архитектурные шедевры, но и фрески, коими были расписаны дворцы, храмы и термы города, лежащего в окрестностях Неаполя. Шестьдесят раскрашенных гравюр XVIII века из собрания  графа Строганова, представляющих фрески Геркуланума, Золотого  дворца Нерона в Риме, росписи потолков виллы Адриана в Тиволи и составили основное содержание экспозиции. Необходимо подчеркнуть: впервые за последние 130 лет эти гравюры из коллекции Строгановых  демонстрируются в полном объеме. Атмосферу исчезнувшего города дополняют подлинные античные монеты и предметы археологии из Музея археологии и этнографии Сибири ТГУ, керамика Веры Леоновой, десять цветных литографий XIX века из фондов художественного музея, копия «Последнего дня Помпеи» Брюллова из частного собрания, гипсовые скульптуры и муляжи предметов античного обихода.

– Название выставки, на мой взгляд, во-первых, звучит красиво, во-вторых, оно интригует, - считает один из авторов проекта, научный сотрудник НБ ТГУ Николай Васенькин. – При чем здесь Рафаэль? Известно, что он с учениками копировал фрески Геркуланума и использовал эти мотивы в росписи храма в Ватикане. На выставке представлено три альбома, два из них не имеют названия. Один посвящен вилле Адриана в Тиволи, второй - живописи Геркуланума. В обоих случаях автор гравюр Марко Карлони, который делал свои произведения по оригиналам Винсенто Бренны и Фанциско Смуглевича. Третий альбом издал итальянский антиквар Людовико Мирри, который в 1774 году получил привилегию от Папы Римского на раскопки Термы Тита, а потом оказалось, что это дворец Нерона. Для фиксации находок он пригласил Бренну, и через два года на свет появился альбом в двух вариантах – один черно-белый, другой цветной. Что касается цветного варианта, 61 лист расписан по тонкому контуру.  Тираж у этих гравюр небольшой, не более 50 экземпляров. Полной копией владеют немногие музеи – Эрмитаж, Лувр, Виндзорский замок, Национальная галерея в Варшаве, Павловский дворец и Национальный музей в Будапеште. Приятно быть в этом ряду и Научной библиотеке ТГУ, хотя коллекция наша не совсем полная, в основном это росписи потолков и стен.

Это уже не первый совместный проект ТОХМа и Научной библиотеки. Можно вспомнить Пушкинскую и Шекспировскую выставки. И для  воплощения в жизнь нынешнего проекта потребовалось два года. Пока готовилась выставка, уже было установлено, что альбомов не один, а три, из небытия были извлечены имена авторов фресок и гравюр. И, как уверяет Николай Васенькин, открытия еще будут.

- Придумать проект – всегда замечательно, - сказала второй автор идеи Вера Зырянова, заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея, - но он не состоялся бы, если бы не был финансово поддержан департаментом по культуре и туризму.

До конца января у томичей есть возможность не только посетить воссозданный уголок Древнего Рима, но и поразмышлять, почему в XVIII веке были популярны альбомы с гравюрами фресок Геркуланума и других древнеримских руин. Ведь почему-то знаток искусства и коллекционер с тонким вкусом, коим был Григорий Александрович Строганов, приобрел альбомы, хотя стоили они по тем временам недешево (альбом - так называемый «Терм Тита» - стоил 200 злотых). Ответ, с одной стороны, очевиден: он коллекционировал все изящное. А с другой - ответ надо искать в традициях и привычках дворян века просвещения.

- В XVIII веке были в моде гранд-туры по Европе, когда молодые люди путешествовали и просвещались, - поясняет Николай Викторович. - Италия входила в маршрут, а Неаполь, развалины Рима, Везувий обязательно были в списке достопримечательностей. Сегодня от росписей Геркуланума ничего не осталось. Все, что  обретено в результате раскопок, было вырублено. Например, фреска, где кентавр Херон обучает Аполлона игре на лире, – вырублена, и сегодня это экспонат национального музея в Неаполе. Но тогда, когда один из Строгановых, Александр Сергеевич,  предпринял такой гранд-тур, он имел возможность видеть в натуральном виде фреску, где Херон обучает Аполлона Кстати, гравюра с этим сюжетом есть в наших альбомах, и она представлена в экспозиции. Четыре года граф Строганов провел в Европе и писал отцу о Везувии и о том, что «древние першпективу знали». Кроме того, эти альбомы использовались при росписях. В Сторогановском дворце есть арабесковый зал, где три «наших» работы воспроизведены в росписи зала, и Царском селе – архитектор Бельский при росписи Верхних Ванн использовал эти альбомы.

По словам Галины Колосовой, заведующей отделом редких книг Научной библиотеки, гравюры с фресками Геркуланума продавались в России. «Мне попалась информация в «Томских губернских ведомостях» за 90-е годы XVIII века: «Продаю гравюры Геркуланума», - рассказывает Галина Иосифовна. – Когда рассматривали наши работы, то обнаружили, что есть раскрашенные гравюры, а есть не раскрашенные. Думаю, граф Строганов эти альбомы приобретал для архитекторов. В фондах «Научки» осталось 25 листов. Любопытно, сохранилась приписка первого директора библиотеки, что в собрании изначально было 40 работ, но «20 похитил камердинер Александра». И в скобках, под вопросом, он написал: «Императора?» Но, скорее всего, гравюры украл камердинер Александра Сергеевича Строганова или камердинер Александра Григорьевича. Ведь эти альбомы из родовой библиотеки. 

Примечательно, что экспозиция открывается нерасписанной гравюрой, на которой стоит печать проверки 1948 года. Современный зритель в этих тонких, декоративных работах может заметить и еще один культурный пласт: мотивы фресок использовал в декоре своих творений великий кутюрье ХХ века Джанни Версаче.

- Коллекция на удивление красивая, редкая, и самое главное – в Томске есть еще что показывать, - так оценивает значимость выставки директор Музея археологии и этнографии Сибири ТГУ Юрий Ожередов. – Поэтому можно поздравить только нашу «Научку», что она обладает такими сокровищами. И музей, который хочет продемонстрировать эти сокровища.