Новости культуры российских регионов
28 декабря 2012
Сибирь

Джобс с яблоком уступил Рыбе и пиву

36-я областная художественная выставка подвела итоги и назвала имена обладателей премий.

Накануне объявленного и несостоявшегося конца света в Томском художественном музее подвели итоги 36-й  художественной выставки, объединившей 400 произведений 120 авторов из трех творческих союзов. Выставка имела 36-й порядковый номер, и таким образом продолжила традицию, родившуюся еще в 1948 году. Тогда Томское отделение Союза художников СССР впервые устроило смотр творческим силам своего молодого союза, их было немного, всего 11 художников, но для многих последующих поколений их творчество стало мерилом и точкой отсчета.

Отличие нынешней выставки от многих предыдущих в том, что это был не только смотр, но смотр-конкурс. Впервые за многие годы художественному музею на организацию выставки департамент по культуре и туризму выделил призовой фонд для награждения победителей. Кроме денежной премии, обладатели призовых мест и Гран-при автоматически получали возможность участвовать в межрегиональной выставке «Сибирь-Х», которая пройдет в Омске. О чем сразу предупредила  искусствовед, член Томского отделения СХ России Татьяна Микуцкая, назвав областную выставку 2012 года генеральной репетицией перед большим межрегиональным проектом, который проходит один раз в пять лет и в котором участвуют художники всего сибирского региона.

Словом, было за что бороться. Как минимум за Приз зрительских симпатий. Потому что еще на открытии выставки объявили, что, кроме жюри, рядовые посетители тоже участвуют в голосовании. Оно началось уже в первый вечер, и в течение месяца около двух тысяч стикеров с названием понравившихся произведений было опущено в специальный куб.

Еще одна особенность 36-й выставки – она впервые объединила художников трех творческих союзов, что очень хорошо. И не только потому, что у зрителей и экспертов возникла возможность увидеть в совокупности изобразительное искусство, созданное за последние три года. Выставка 2008 года, которая проходила в тех же музейных стенах, пришлась на конфликтный, деструктивный период в жизни томского Союза художников. Спустя четыре года, можно констатировать если не примирение, то, по крайней мере, попытку диалога и выход из стагнации. И хотя  прорывных работ немного, но есть несколько вещей, которые позволяют говорить о созвучии времени и о позитивных тенденциях. Приветственные слова заместителя губернатора по внутренней политике Владимира Жидких, прозвучавшие на открытии, дарят надежду, что движение вперед будет продолжено: «Мы возрождаем традицию ежегодных областных выставок, и приглашаем участвовать всех художников. И выставки будут проходить на конкурсной основе» Совершив, небольшое путешествие по выставке, он заметил, что «это красиво, талантливо, умно, характерно для Томска, Сибири и России». 

Экспозиция была построена так, что движение от традиционного и характерного для Томска к новому и нехарактерному нарастало. Если в первом зале расположились живописные полотна, сделанные в классическом ключе реализма (здесь можно отметить крупноформатные пейзажи Геннадия Панаркина, который пишет томскую природу в любимое им межсезонье и нетомские пейзажи Олега Арутюнова и Николая Коробейникова), то второй зал радовал глаз разнообразием жанров, тем, видов, красок, форм. Он действительно был по своей сути джазовым. Такое настроение создавали полотна Татьяны и Николая Коробейниковых и картины Петра Гавриленко, написанные в его характерной манере символической живописи. А встречал всех посетителей создатель  «Apple». Он стоял на яблоке с откусанным боком и держал в руке другое яблоко. Весь вопрос в том, символом чего оно являлось  – раздора или познания, запретного плода или мирового успеха?

Контекст выставки позволял сделать любое предположение. Даже автор этой скульптуры Антон Гнедых не дал точного ответа. Впрочем, искусство тем и хорошо, что многозначно. Присутствие Джобса (пусть и в гипсовой форме) позволяло взглянуть на традиционное искусство глазами потребителей IT-технологий, поклонников самых продвинутых гаджетов. Правда, видеоинсталляции, фотографии, фризлайт, перформансы, как и остальное современное искусство оказались не в формате выставки.

- Понятие нового вообще сложное, иногда и в старом можно новое найти, - комментирует Татьяна Микуцкая. - Только нужно искать. Вот, например, реализм. Большинство томских художников работают в этом направлении. Казалось бы, что можно нового сказать о Томске? А Розалия Васильевна Пантлеева удивила всех новыми офортами, создав цикл томских пейзажей. Удивляюсь ее трудолюбию – в ее возрасте делать офорты, на которые молодежь не всегда решается!  Эта выставка показала, что новых имен практически нет – разве что Мария Маковенко, для меня это открытие. Я увидела хорошую живопись и Владимира Маковенко. Интересная минималистская графика у Лукии Муриной и Николая Исаева. Есть надежда, что они поведут за собой новое поколение.

Сам Николай, считает, что областная выставка дает молодому художнику возможность посмотреть на себя со стороны, в ряду других художников. «Если ты проходишь выставком, ты становишься как бы равным участником процесса. А желания сказать своим учителям, что «я другой» не испытываю, потому что у всех учителей взял понемногу».

- Меня не смущает, что я выступил в классическом направлении, - продолжил тему новизны и традиции молодой скульптор Дмитрий Курамшин. - Заметил тенденцию: когда все хотят выделиться и удивить мир, то ударяются в авангард или постмодернизм. Но такое искусство только формально – протестное, а по сути – конформистское, потому что это мейнстрим. На этом фоне классика выглядит эпатажно. Конечно, нужен качественный скачок. Но тогда художественный поток должен разделиться по жанрам.

К «новому» слову можно отнести цветную литографию, которая в рамках областной художественной выставки появилась впервые. Потому что стараниями Татьяны Коробейниковой при ТГУ была открыта литографическая мастерская. Как считают организаторы выставки, это прорыв, так как в Томске литографов своих не было.

Возможно, когда сами художники не будут работать на салон, а будут ставить высокие цели, когда власти области и города томских деятелей изобразительного искусства будут рассматривать как ресурс художественно-экономического развития области, а не как авторов картин для подарка, тогда и областные выставки станут не просто способом пополнить музейные фонды.

Именно музейный формат работ (что выдержит проверку временем) и стал критерием для выбора произведений-победителей. Жюри конкурса во главе с профессором, ректором Красноярского художественного института, заслуженным художником России Александром Покровским, с одной стороны, сыграло роль коллективного Джобса и вручило свое «яблоко» признания лучшему из лучших – Петру Гавриленко за его работу «Рыба, пиво!». Если учитывать, что потенциальных претендентов было 120, а Гран-При один, то выбор был сложный. С другой стороны, членам жюри было легче, чем мифологическому Парису. Потому что  наградить можно было художников в четырех номинациях. Первую премию присудили Розалии Пантелеевой за офорт «На улице Нечевской», вторую Геннадию Панаркину – за пейзаж «Милая Нара», третье отдали молодой художницы из Парабели Елене Пличко за бронзовую «Собаку». Четвертую премию по предложению Александра Покровского вручили искусствоведу Татьяне Микуцкой за вклад в организацию и проведение выставочных проектов. Профессор Покровский отметил как выдающиеся и интересные картины супругов Коробейниковых, но его мнение оказалось особым. А зрители проголосовали за работу Олега Арутюнова «Художник и музыкант». Все призовые работы по условиям выставки-конкурса пополнят фонды Томского областного художественного музея.