Новости культуры российских регионов
13 ноября 2012
Сибирь

Цель – ничто, движуха - всё

В Кемеровском музее изобразительных искусств открылась очередная региональная выставка молодого искусства Сибири «Движение-2012».

Проект придумала и воплотила в жизнь зам. директора музея Елена Митрофанова, а поддерживает его второй год подряд федеральное Министерство культуры. В экспозиции представлены живопись, графика, скульптура и фотография. География проекта – от Омска до Красноярска, хотя примерно половину участников составляют представители трех кузбасских городов – Кемерова, Прокопьевска и Новокузнецка.

В холле второго этажа развернута серия «Сибирские амазонки» новокузнечан Стаса Журавлева и Владимира Банникова  Сопроводительный текст поясняет: фото наших современниц скрещено здесь с юкагирскими идеографическими письменами, а дальний умысел учитывал легенды о женщинах-воительницах, которые в свое время имели хождение в Сибири (вообще-то такие сказания известны во всех частях света: если существуют домашние хозяйки, значит, где-то должны быть и дикие). Сопроводиловка интереснее воплощения: с высветленных фотоплакатов глядят вполне гламурные красавицы на фоне геометрического орнамента; ни тебе вящей загадочности, ни вящей воинственности, эротический заряд тоже не впечатляет.

Целый зал увешан живописью прокопчанина Станислава Атучина. Естественным образом выделяются два масштабных панорамных полотна: «Приезд княгини Ольги в Константинополь» и «Тракторист» (старый трактор, дед и внук, старый дом, деревенская улица). В первом случае перед нами классическая костюмно-историческая опера, во втором – рассудительные пейзане из постановки типа «Светлый ручей». Рядом эффектные пейзажи, иногда граничащие с жанром («Мой город»: сарайчик, куча угля, зыблющееся осеннее дерево). При несомненном мастерстве художник тяготеет к броской манере, граничащей с китчем. А впрочем, здесь же вывешен действительно замечательный «Натюрморт», где романтическая экспрессия уравновешена изысканно-холодноватым колоритом.

Полотно Анны Кремлевой «Дева Виллендорфа» выставляется в Кемерове не впервые, но неизменно обращает на себя внимание: палеолитическая венера на фоне космического пейзажа с завивающимися вангоговскими мазками. По живописной части выделим также полотна Елены Бобровой из Омска, сурово-геометрические, но загадочно-притягательные.

Елена Лихацкая дала на выставку серию цветных литографий «Мой Красноярск»: сказочные рынок, мост, гулянье с собаками. Здесь радует как обращение к полузабытой технике, так и детски-оптимистическое мировоззрение. Кемеровчанка Юлия Бувальцева представила серию акварелей «с настроением», традиционных, но симпатичных.

По части скульптуры представлено всего два объекта. Красноярец Антон Тырышкин выставил пафосную работу «Русь молодая – вековая»: с одной стороны – старец с летописными свитками, с другой – отрок с ангелами-хранителями; все очень возвышенно, но внятного смысла не прочитывается. Зато кемеровчанин Алексей Шкляр представил железного «Велосипедиста», где тонкость юмора адекватна изяществу исполнения: одна такая работа способна придать смысл всему проекту.

Фотографический раздел экспозиции делится на две части: социальную и концептуальную. По концептуальному ведомству выделим страшноватых красавиц новокузнечанки Ульяны Богульской, однообразных, но выразительных. Что же до социалки – это модный ныне тренд, его активно эксплуатируют и актуальное искусство, и «новая драма». Вот и представленные фото по большей части запечатлели пациентов хосписа, уличные сценки с бомжами, рыночными торговками и т. п. Отметим среди них работы Кирилла Кухмаря, отмеченные почти неуловимой иронией.

Припомнив название экспозиции, отметим, что какого-то согласного движения здесь обнаружить невозможно: кто рвется в облака, кто ищет, где глубже, а кто и вовсе, как сказочная Алиса, вынужден все время бежать, чтобы оставаться на месте. А впрочем, как сказал один древний авторитет, людям, которые решаются действовать, обыкновенно выпадает удача, а вот тем, кто только взвешивает и медлит, она достается редко.