Новости культуры российских регионов
4 октября 2011
Урал

60 лет «Арлекина»

На сцене академической драмы прошли мини-гастроли знаменитого миланского театра «Пикколо» со спектаклем-легендой «Арлекин, слуга двух господ» по пьесе Карло Гольдони.
Актеры предупреждают зрителей: «Не читайте титры!» Раньше их отсутствие было непременным условием. Сейчас можно без труда следить за каждой репликой, но магия театра Джорджо Стрелера и невероятный азарт, присущий комедии дель арте, ускользнут от «читающего» зрителя. «Арлекин» – уникальный спектакль. Он не сходит со сцены больше 60 лет и при этом абсолютно не меняется. Интернет выдает информацию об 11 версиях постановки, но все они были сделаны еще Стрелером и касались только внешней стороны – костюмов и декораций. Неизменным остается не только спектакль, но и главный персонаж. Ферруччо Солери первый раз надел маску Арлекина в 1963 году, сейчас актеру перевалило за 80. А он все так же носится по сцене, говорит скороговоркой, исполняет лацци – сложнейшие актерские трюки, о которых пишут в учебниках. Ферруччо Солери – актер одной роли. Когда челябинские фотокоры попросили Ферруччо встать в ту же позу, что и Арлекин на баннере в зрительском фойе, актер с достоинством ответил: «Не могу. Ведь в данный момент я Ферруччо Солери, а не Арлекин». «Арлекин, слуга двух господ» – единственный в театре Пикколо спектакль-долгожитель. По сей день он пользуется огромным успехом во всем мире: труппа объехала свыше 40 стран, и спрос не ослабевает, теперь вот большой тур по шести городам России. Конечно, зрительский успех в первую очередь не дает спектаклю сойти со сцены, но не только он. «Арлекин» бережно хранит утерянную и возрожденную Стрелером древнюю комедию масок. - Мы приехали к вам из глубины веков, – улыбаясь, заметил Стефано ди Лука. – Очарование спектакля в том, что он приходит к зрителю откуда-то издалека. У «Арлекина» давняя и прочная связь с московским Чеховским фестивалем, оргкомитет которого и привез спектакль к нам. О московских гастролях Пикколо театра ходят легенды. На последнем представлении в 2001 году в Малом театре были сломаны двери. Говорят, московские театралы приобрели 20 билетов и прилетели в Челябинск специально на «Арлекина».