Новости культуры российских регионов
6 сентября 2011
Урал

Акварельный каприз

В музее изобразительных искусств работает выставка «Валентин Серов. Графика из собрания Русского музея».
«По многу раз менял он свои предварительные наброски и забраковывал то, что для многих навсегда остается недоступным. Несмотря на большой успех, он не останавливался на одной манере и всё искал лучшего способа передачи», — писал современник и друг Валентина Серова, художник Владимир Дервиз. Именно этим и ценна представшая перед уральцами экспозиция, дающая шанс увидеть, понять, прочувствовать, как рождается произведение искусства. Считается, рисунок — оттиск темперамента художника. Пятьдесят девять листов оригинальной и печатной графики — пятьдесят девять оттенков настроения? Что совершенно точно — в них весь путь великого художника. От ученических зарисовок, выполненных под руководством Ильи Репина, до эскизов поздних работ — портрета княгини Орловой или знаменитой незавершённой композиции «Похищение Европы». Здесь и один из ранних автопортретов, и акварельный вариант портрета императора Александра III, и рисунки к иллюстрациям басен Крылова… Серов опробовал почти все существующие графические техники: рисунок углем, тушью, акварели, офорт, литография… Выставка вместила в себя весь объём тем, интересовавших художника: его знаменитые портреты, анималистическая серия, исторические сюжеты, тема русской деревни, мифологический сюжет похищения Европы, а также юношеские рисунки художника. Представленная в Екатеринбурге экспозиция — очередная из собрания Русского музея. Дружба между музеями началась в 2003 году. Русский сотрудничает со многими региональными музеями, но предоставляет как правило живописные полотна. Екатеринбургский музей ИЗО — счастливое исключение. Уралу питерская сокровищница доверяет хрупкие, требующие особой заботы рисунки и акварели. В Екатеринбурге выставка задержится на три месяца. Ровно столько «капризную» графику можно экспонировать, остальное время она сокрыта от разрушительного для неё солнечного света.