Новости культуры российских регионов
3 августа 2011
Урал

Фараоны были счастливее

Выставка Пикассо открылась в галерее «Шлем».
Сергей Григорьев, известный в кругу живописцев как «Серёжа Пикассо из Царского села», представил в екатеринбургской галерее графики «Шлем» работы, написанные в последние годы. Как и любой истинный художник, Пикассо — человек странный. В смысле — не со странностями, а неординарный. Внешне — немного баламут, немного болтун, немного позёр. Но это только внешне. За телесным — совсем другое. Не всё и не всегда понятное, часто необлекаемое в словесные конструкции. Извечный вопрос «должен ли быть художник понятным публике?» его, кажется, не слишком волнует. Оттого, что с кем-то он говорит на разных языках — мир не меняется. Так бывает, ничего удивительного. Удивителен и притягателен мир, созданный на его холстах. Волшебный, но не сказочный, нездешний, но не космический, потусторнний, но не сумасшедший. Это мир образов, метафор, воспоминаний, аллюзий, ассоциаций, ощущений, снов. Но не подумайте, что — поток сознания, выдаваемый за авторский стиль, за которыми часто прячется бессмысленный эпатаж, отсутствие школы. Нет. На открытии выставки Миша Брусиловский произнес ёмко: «Это потрясающая живопись. С риском для жизни. Есть работы удачные, есть более удачные, но во всех присутствует свежий авантюризм художника». Уральский Пикассо уютен, мягок, неагрессивен, даже когда на его картинах пляшут ярко-красные человечки в колпаках или мечутся рыбы-монстры, или смотрят огромными глазами неведомо-лесные гномы. А может и не гномы, вовсе. Его работы, в отличии от многих других художников, всегда подписаны. И не просто бесстрастно указаны размеры холста или техника в которой выполнена работа. Всякие слова в подписи — продолжение работы кисти, которая в свою очередь, успевает за мыслью художника: «Восход солнца состоится во что бы то ни стало… Шутка». Или «Ощущение предчувствия, Или Имитация подсознательного». Устроители выставки дают своим посетителям рекомендацию: «Не пренебрегайте подписями к работам. Они самодостаточны и будто бы за спиной рассуждают о картине, иногда на совершенно самостоятельные темы. Читайте внимательно и разгадывайте параллельные смыслы. Приятных впечатлений!». Да, собственно, и сами выставочные проекты всегда не бросово, не мимоходом — очень витиевато названы. Нынешний — «Сон короля Артура, или фараоны были счастливее нас», одна из предыдущих выставок — «Песочные часы для Рыбы, или Мы все дети Дон Кихота». Ни короля Артура, ни Дон Кихота, ни фараонов — таких какими каждый из нас себе представляет, там не найти, не увидеть. Но они, конечно же, есть — такие, какими их чувствует, понимает, представляет художник. Этим проектом, который продлится до середины сентября, галерея «Шлем» закрывает четвёртый сезон и плавно переходит в пятый. Немного юбилейный.