Новости культуры российских регионов
10 октября 2025
Москва

«Успокоение» художников-нонконформистов

16 октября в Музее нонконформизма откроется вторая часть выставки-трилогии о пути развития творчества художников-нонконформистов в 1970-х годах
"Поэт и слушатель". Художник Алексей Каменский

Выставка «Успокоение» покажет историю формирования и развития творческого метода художников-нонконформистов в 1970-х. В экспозицию войдут работы Марлена Шпиндлера, Игоря Вулоха, Алексея Каменского, Владимира Андреенкова, Юрия Злотникова, Валерия Юрлова и Бориса Отарова.

В семидесятые годы, когда многие деятели культуры и искусства покидали страну, представленные на выставке авторы продолжали заниматься творчеством на родине, оставаясь при этом на периферии советского искусства. В экспозиции собраны работы, показывающие как художники воспринимали окружающую их действительность. Творчество мастеров отражает непохожие друг на друга стили мышления и разные художественные языки. Вместе с тем в работах художников чувствуется желание скрыться от не принимающей их реальности и найти свой неконвенциональный путь к творческой самореализации.

Владимир Андреенков был убежден, что истинный путь художника несовместим с политическим акционизмом. Напротив, успех или победа лежит в глубине собственного «я». Алексей Каменский занимался созданием иллюстраций к сказкам для детей, как и многие другие, исключительно ради заработка. По словам художника, это плохо отражалось на его собственной работе, по-прежнему никем не оплачиваемой, но куда более важной для жизни. Сам Алексей Васильевич называл этот период своей жизни «успокоением». Лишь позднее то чувство спокойствия, которое воцарилось в стране в те годы, было названо «застоем».

Для Марлена Шпиндлера 70-е стали одновременно и кульминацией его творческого пути, и периодом тяжелых жизненных испытаний. Именно в этот период он открыл для себя новый материал — грубую, крупнозернистую мешковину. На 1970-е пришелся также период расцвета творчества Игоря Вулоха. Он чувствовал себя непричастным к окружающей всеобщей суете, как отдельные объекты на его картинах — кусок коры, щепка, сломанная сигарета — непричастны к другим деталям композиции. Вулох создавал своеобразную точку покоя, позволяя предмету существовать изолированно от других.

Как переживали этот период другие художники-нонконформисты, можно узнать на выставке «Успокоение», которая будет работать до 8 марта.