Карл Брюллов (1799–1852) — один из крупнейших мастеров русского искусства первой половины XIX века. На выставке собрано более 170 произведений — живопись, графика и скульптура из российских музеев и частных коллекций. Центральные экспонаты — знаменитое полотно «Последний день Помпеи» (1833) и монументальное историческое произведение «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839–1843).
В рамках проекта зрители могут взглянуть на наследие Брюллова через призму влияния «гения места» на его творчество. Экспозиция показывает, как география, уникальная атмосфера Рима, Москвы и Петербурга, а также их культурный контекст сформировали художественный мир мастера.
Отличительной чертой проекта стал раздел «Мастер неоконченной картины», где этюды и эскизы демонстрируются рядом с незавершёнными произведениями художника. Этот подход позволяет приобщиться к уникальной творческой лаборатории мастера, ставшего ориентиром целой эпохи.
Карл Брюллов, ещё при жизни удостоенный титула «великий», традиционно считается основоположником итальянского жанра в русском искусстве. Значительную часть жизни он провёл в Италии, которая во многом определила его судьбу как человека и художника. Этому периоду посвящен первый раздел выставки — «Рим». Картина «Последний день Помпеи», созданная во время пенсионерской поездки в Италию (1823–1835), принесшая художнику славу за рубежом и на родине. Для работы над полотном Брюллов изучал археологические находки в Помпеях, посещал раскопки, делал многочисленные наброски, точно следуя оригинальному ландшафту. В этот же период он создавал свои знаменитые жанровые сцены, сочетающие романтическую идеализацию с тонкой наблюдательностью, а также портреты итальянской интеллигенции, художников, скульпторов, писателей, отдыхавших в Италии членов императорской семьи и русской знати.
Раздел выставки «Москва» непродолжительному пребыванию художника в Москве с января по май 1836 года. Он был тепло принят московской элитой, а также общался с видными деятелями искусства. В Москве Брюллов создал ряд портретов, картину «Гадающая Светлана», работал над историческим полотном «Нашествие Гензериха на Рим», которое высоко оценил Пушкин. Знакомство с поэтом стало одним из значимых событий этого периода: Пушкин восхищался талантом художника и даже надеялся заказать ему портрет своей супруги.
Завершающий раздел «Петербург» — о городе, который стал отправной точкой карьеры Брюллова. Именно здесь, в стенах Императорской Академии художеств, раскрылся его талант: будучи студентом, он не раз удостаивался высших наград, включая золотые медали за академические работы. Среди экспонатов — ранняя композиция «Нарцисс, смотрящийся в воду» (1819), первая живописная работа мастера, созданная в годы обучения. В этом же разделе представлено монументальное полотно «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году», написанное уже в зрелые годы. Картина, заказанная Николаем I, отражает интерес Брюллова к русской истории и его стремление к масштабным историческим полотнам. Несмотря на незавершённость, работа впечатляет динамикой батальных сцен и тщательной проработкой деталей, демонстрируя эволюцию мастерства художника.
Поздний петербургский период стал временем расцвета портретного искусства Брюллова: созданные в эти годы образы современников, включая представителей высшего света и творческой элиты, отличаются глубиной психологизма и виртуозной техникой, подчёркивая статус художника как одного из величайших портретистов своей эпохи.
Специальный раздел экспозиции посвящен росписям Исаакиевского собора. Брюллов внес весомый вклад в создание нового религиозного искусства, которое к началу XIX века лишилось строгого канонического характера и обратилось к художественным приёмам, схемам и сюжетам повествовательной исторической живописи.
Выставка будет работать до 18 января 2026 года.