Масштабная экспозиция «Изображая воздух. Русский импрессионизм» развернулась на всех трёх этажах музея. Выставка знакомит с ключевыми чертами стиля импрессионизм и его национальными особенностями, а также позволяет представить, насколько распространенным было это явление в отечественной художественной культуре рубежа XIX — XX веков.
Для одних художников стиль стал кратковременным увлечением, для других определил их творческий путь. В экспозицию вошли более 150 произведений ярких представителей русского импрессионизма от Коровина, Жуковского и Грабаря до Кончаловского, Бродского, Машкова.
«Для нашего музея это титульный, знаковый проект, – говорит директор музея Юлия Петрова. – Нам хотелось показать импрессионизм ярким, масштабным, и многие нас в этом поддержали. Ровно 10 лет прошло с того, момента, когда в Венеции была открыта первая небольшая выставка коллекции Музея русского импрессионизма. В это время в Москве все еще шла стройка нашего здания. И то, что сейчас мы собрали произведения из 75 коллекций со всей страны, – это результат большой работы».
Команда музея не ставила целью проследить историю зарождения русского импрессионизма, этот стиль проникал в Россию долго и сложно, русские художники даже не использовали этот термин в каких-либо высказываниях. Выставка показывает направление как явление, а также раскрывает те или иные его особенности.
Открывают экспозицию полотна, «изображающие воздух» и природу света – самые характерные для импрессионизма черты. Пейзажи залиты солнечным светом, иногда художники буквально рисуют белилами. Импрессионисты показали, что не существует чистого белого цвета, окружающая среда дает разные оттенки. Натюрморты практически лишены теней и контура, но, глядя на фрукты и цветы, мы ощущаем вкус и запах. Увидел, восхитился, написал – так работали импрессионисты. Кажется, что картины они пишут в один сеанс, столько в них легкости, фрагментарности, сиюминутности.
В классической живописи художники стремились показать контраст, объём, а импрессионисты от этого отказались. В их картинах размыты границы, а вместо портретного сходства они передают настроение.
Русские художники, как и их французские коллеги, экспериментировали с палитрой и пришли к несвойственной для стиля тёмной гамме с эффектами ночного освещения, для которой куратор выставки Наталья Свиридова предложила термин «черный импрессионизм». Коровин после поездок во Францию писал ночной Париж.
Отдельное внимание на выставке уделено этюдам Исаака Левитана, Леонида Пастернака, Леонарда Туржанского, впервые приравненным импрессионистами к самостоятельному произведению. Продолжением этого раздела станут пленэрные композиции Виктора Бориса-Мусатова, Николая Тархова и Давида Бурлюка.
Ещё одной особенностью импрессионизма были «легкие сюжеты»: сцены отдыха, пикники, чаепития, катания в лодке, кафе и театры. Приобрёл популярность и «русский мотив»: на смену вибрирующим бульварам Парижа пришли улицы уездных русских городов Константина Горбатова и Петра Петровичева.
Новаторские композиционные приёмы мастера заимствовали также из фотографии и японской гравюры: в сопоставлении с тиражной графикой предстанут работы Константина Кузнецова, Игоря Грабаря и Василия Переплетчикова.
Музей во второй раз обращается к современному искусству. Специально для выставки художница Ирина Корина, работы прапрадеда которой Алексея Корина также включены в экспозицию, создала в холле музея инсталляции, посвящённые свету как физическому явлению.
Дополнить впечатление от картин позволяет аудиоспектакль от Театрального салона «Сцена 23». Режиссер Денис Азаров и композитор Олег Макаров создали особое акустическое пространство, где музыка соединяется с повседневными звуками, помогая погрузиться в атмосферу экспозиции.
«Картина – это застывший сюжет, он имеет свою длительность внутри картины. Мне захотелось создать акустическое пространство для отдельных картин, – рассказывает Денис Азаров. – Например, раздел «Интерьеры»: что бы мы могли услышать, сидя в гостиной. С каждым шагом звуков становится все больше, и под конец мы получаем симфонический аккорд из музыки, звуков, шорохов».
Дизайн экспозиции создала студия ЧАРТ, архитекторы – Сергей Чобан, Александра Шейнер и Дарья Орлова.
«Мы постарались создать экспозицию, где главными героями являются произведения искусства, – сказал Сергей Чобан. – Когда вы будете идти по пространствам, то заметите, что они направляют вас туда, куда надо. Архитектура выставки продолжает архитектуру самого музея, мягкие воздушные линии стен находятся в контрасте с мазками импрессионистов».
Произведения известных и малоизвестных художников, архитектура пространства, современные инсталляции, акустические звуки, сопровождающие картины, – всё вместе дарит зрителю впечатления, а именно этого и добивалась команда музея.
Выставка будет работать до 1 июня.