Новости культуры российских регионов
10 января 2025
Москва

Киноведы и кинокритики подвели итоги 2024-го года

В конце декабря в столичном Доме кино прошла IV Премия Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России в области аудиовизуального творчества и исследования искусства экрана и художественной критики
Фото: Наталья Тендора

Были отмечены лучшие из лучших. Церемонию вели президент Гильдии, киновед Наталия Примакова и лауреат Третьей Премии Гильдии киноведов и кинокритиков в номинации «Лучший неигровой фильм» за картину «Мой мастер КЛАСС», кинорежиссёр Сергей Зайцев.   

Номинанты Премии были  отобраны более чем из ста киноработ, снятых в уходящем году. Все они получили дипломы от Гильдии с яркими формулировками, отображающими суть фильма. Победители отмечены призами в виде символичного рупора, скрученного  из кинопленки. Среди награждённых – режиссёры игрового, документального и анимационного кино, операторы, продюсеры, художники, композиторы и авторы книг о кино. На сцену за наградами в этот вечер выходили: режиссеры Андрей Кончаловский, Сергей Дебижев, Александр Бруньковский, Светлана Филиппова, Виктор Тихомиров, актрисы Александра Урсуляк, Марианна Шульц и многие другие. Церемония прошла в дружеской, непринуждённой, почти семейной обстановке.

«В этом году мы принципиально поставили перед собой задачу не оценивать зрительское кино и  мейнстрим. Очень сложно сказать о тенденциях  нашей Премии. Скорее всего, это артхаус и  авторское кино. То  кино, которое, может быть, еще не видел широкий зритель, может быть, оно даже не вышло в прокат, а может, и не выйдет никогда. Именно такие фильмы мы и хотели оценить», – призналась президент Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России Наталия Примакова.

Событием года  стал документальный фильм  Сергея Дебижева «Крест» кинематографическое послание из России всему думающему миру. Полтора года съемок в разных странах, полгода монтажа и заслуженное признание у профессионалов  и зрителей –прокат в течение года в 700 кинотеатрах страны. В этот вечер картина получила еще одну награду  от китайской Академии кино. Режиссёр Сергей Дебижев рассказал, что картина снималась в разных странах — в Эфиопии, на Синае, в Иерусалиме, в Гонконге и, конечно, во многих  монастырях России. «Она получилась объемная. Тема, которая в ней поднимается и вопросы, которые в ней задаются, а именно вопросы правят миром, важны для понимания, особенно в сегодняшний момент. И нужно понимать, что говорить в этот момент нужно о сакральных смыслах. Фильм «Крест» этому и посвящен — нашей главной триаде: Вере, Надежде и Любви. И, конечно,   поиску Истины. Мы оказались в том отрезке вечности, где неизвестно что будет завтра.  Это самый творческий момент. У нас есть возможность самим сформировать завтрашний день, проанализировав наш прошлый день, поняв сегодняшние  ошибки,  попытаться сформировать  завтрашний день. Конечно, многие процессы в нашем государстве и во всем мире нуждаются в каком-то перезапуске. И кинематограф в нашей стране, мне кажется, в первую очередь. Потому что слишком далеко все зашло. Слишком много выпускается картин, что называется, ни уму ни сердцу. И профессиональное сообщество в лице киноведов и кинокритиков должно сказать свое слово в этом смысле.  Отечественный кинематограф поднимался на очень серьезные высоты. Его достижения можно в каком-то смысле перевернуть.  Мы переходим на новый неизвестный этап, на новый технологический уровень. Это происходит прямо сейчас.  Нейросети,  криптовалюты,  кибербанк — всё это часть нашей жизни. Нужно понимать, что анимация пострадает сильно, потому что нейросети работают быстро,  успешно и дешево. Игровой кинематограф тоже отчасти будет подвергнут этому влиянию. Надеюсь, документальное кино, как последний остров правды и истины, будет все больше набирать общественный интерес. И покажет на что оно способно. Мы в этом смысле, наша компания «Два капитана», прикладываем максимум усилий для того, чтобы вывести неигровой  кинематограф  на большой экран. И нам, слава Богу, это удается. Эта наша пятая картина, которая выходит в широкий прокат», –поделился своими мыслями режиссёр Сергей Дебижев.

Специальный приз Гильдия вручила поистине уникальному документальному проекту –циклу, который продолжает сниматься на «Ленфильме» и в настоящее время – «Ленинградское кино. Люди. Герои и легенды». В нём представлены портреты режиссёров, операторов и художников студии. «Это были наши друзья. Мы вместе делали кино. Люди замечательные – умные, талантливые. И потому так ценно, что мы  успели кого-то снять. Это было счастье — видеть эти лица, работать с ними, общаться. Кино — это ведь не только изготовление фильмов. Это ещё и счастье выражения своего понимания мира, людей, которые рядом с тобой, понятия что такое любовь», – признался  режиссёр, сценарист и  продюсер Вячеслав Сорокин.

Несомненным лидером Премии  стала семейная драма Владимира Грамматикова  «Смотри на меня», снятая по сценарию Андрея Кончаловского и Елены Киселевой. Она одержала победу сразу в четырех номинациях: «Лучшее режиссерское решение», «Драматургия кино», «Лучшая актриса года» –Александра Урсуляк и «Лучшее визуальное решение»  –оператор Алишер Хамидходжаев и  художник Мария Турская.

Получая награду, Андрей Кончаловский признался: «Мне жаль, что со мной нет на этой сцене моего соавтора  Елены Киселевой. Мы вместе с ней работаем уже почти десять лет. Должен сказать, что получать награду всегда приятно. Тем более, что это Премия киноведов и кинокритиков. Сценарий родился благодаря Владимиру Грамматикову, у которого была своя уникальная история, её мы и попытались записать. Как вы знаете, скучных историй на свете нет. Есть только скучные рассказчики. Поэтому любая история замечательная, интересная. Я рад, что нам с Леной удалось ее превратить в некое действие. Честно говоря, мне очень нравится название фильма».

Лучшим анимационным фильмом признана картина  режиссёра, сценариста, оператора, художника и продюсера Александра Бруньковского, снятая по новелле Тонино Гуэрра «Расцветшая зима». Созданная в особой авторской технике, с огромным множеством слоёв акварели, которую  автор называет   киноживопосью.   Александр Бруньковский признался, что работа над картиной продолжалась более 10 лет: «Мы работали с Тонино Гуэрра над сценарием полнометражного фильма. Уже должны были его снимать, но я не смог найти тогда деньги, позволившие  мне снять так, как хотелось бы. Это фантасмагория, фильм о любви на краю, на исходе. Тема расставания и супружеских отношений понятна  многим. И всё же это история  большой любви. Потом я понял, что должен нарисовать этот фильм. И  вернулся к новелле Тонино как к первоисточнику, по-своему написал её и получился  короткометражный рисованный фильм. Тонино всегда говорил, что красота — это уже молитва. Так что это, наверное, молитва о любви, об искуплении, о возможности большой, настоящей любви. Мы, со своей командой, постарались  вывести это на какой-то метафорический уровень. Надеюсь нам это удалось».

В этот вечер было немало сказано о кино, награждены достойные его создатели.  За лучшее визуальное решение были отмечены  оператор Андрей Найденов и  художник Светлана Филиппова,  она же  сценарист и режиссёр  драмы «Лиссабон», снятой в черно-белой ретро-технике. Также этот фильм получил Приз  и за лучшее звуковое решение, лауреатами стали  композитор Андрей Карасев, звукорежиссеры Вадим Круглов, Александр Самофеев, и Тимофей Шестаков. Лучшим дебютом   названа музыкальная драма режиссёра Ильи Маланина, основанная на реальных событиях, «Ненормальный». Фильм успешно шагает по фестивалям, собирая награды.  Недавно  он стал лауреатом тульского фестиваля «Кино и Музыка».  Лучшим неигровым фильмом назван «Против ветра» режиссёра и продюсера  Татьяны Соболевой –о борьбе с экологической катастрофой в Ногайской степи на севере Дагестана, постепенно превращающейся в бескрайнюю пустыню. Особым дипломом был отмечен анимационный фильм молодого режиссера, выпускника ВГИКа Тимофея Скисова «Вчера мне было 9 лет», созданный в оригинальной технике.

Также в этот вечер  киноведы чествовали и своих коллег,  лауреатов книжной Премии.  В номинации «Мастер» – киноведа, кандидата философских наук Льва Карахана –«За многолетнюю профессиональную деятельность». Премию имени Мирона Черненко вручили  Нине Цыркун – «За честь, достоинство и вклад в профессию». Отметили киноведы  и работу  редакции кинопрограмм канала ОТР  – за интересные и отвечающие критериям киноведения программы показов произведений отечественного и мирового киноискусства в номинации «Sine charta (без бумаги)». Наградой отмечена и  книга  доктора  искусствоведения Виталия Познина -  «Ленфильм»: время перемен (1980–1990) / Российский институт истории искусств».  Приз вручили Валерию Фомину за   фундаментальное исследование    «На пепелище. Советское послевоенное кино. 1945–1953 гг. Документы и свидетельства. Книга первая». Кирилл Юдин отмечен за книгу   «Советская кинополитика накануне и в период «холодной войны».   Екатерина Сальникова — за работу по истории зарубежного кино «Авантюрное пространство Великого Немого: настроения и подтексты». Отмечена работа  «Эволюция теоретических киноведческих концепций в журнале «Искусство кино» (1931-2021) авторов  Федорова А., Левицкой А. и Горбатковой О.  И киноведческое исследование «Визуальный образ и его медиум: культурные контексты и интерпретации», отв. ред. И. Захарченко и О. Щедрина.

Завершилась церемония награждения новогодним подарком –показом восстановленного в уникальной советской трёхцветной методике и долгие десятилетия недоступного к показу цветного мультфильма «Сказка о царе Салтане». Снятый легендарными сценаристами и режиссерами,  сёстрами Валентиной  и Зинаидой Брумберг (авторами любимого детворой не одного поколения «Кота в сапогах»), он был неизвестен широкому зрителю. Многие годы в запасниках «Госфильмофонда»  хранилась лишь чёрно-белая версия фильма, однако киноведы знали, что фильм был выпущен в 1943 году в цветном варианте. Благодаря кропотливой работе энтузиаста своего дела, киноведа, режиссера, оператора и продюсера  Николая Майорова, вернувшего цвет не одной забытой ленте отечественного кинематографа, фильм засиял новыми,  яркими красками. Было удивительно услышать с э крана голоса любимых артистов: Михаила Жарова (Царь Салтан), Марии Бабановой (Царевна Лебедь), Фаины Раневской (сватья баба Бабариха). Фильм представил режиссер восстановления Николай Майоров.

Наталья ТЕНДОРА