Новости культуры российских регионов
28 ноября 2024
Москва

Италия в кармане

Ещё об одном таланте великого сказочника Ханса Кристиана Андерсена – к художественному творчеству – рассказывают книги и собрания рисунков

Всемирно известный датский сказочник Ханс Кристиан Андерсен, как всякий талантливый человек, был талантлив если не во всём, то во многом. Во всяком случае, исследователи творчества писателя отмечают его прекрасные способности к рисованию. Этот потенциальный дар Ханса Кристиана угадывал в нём Винсент Ван Гог, замечавший в письме к другу: «Правда же, сказки Андерсена чудесны? Я уверен, что он хорошо рисует!»

Тем не менее, Андерсен никогда не обучался основам рисования и живописи. Однако зрительные образы возникали в голове мальчика еще в детстве, когда он с отцом колдовал над куклами для театра или слушал отрывки из пьес или «Тысячи и одной ночи». Домашний театр марионеток был его отрадой, он с удовольствием шил костюмы для своих маленьких актёров. Свои мысли и впечатления он часто передавал с помощью рисунка. Более позднее и, пожалуй, сильнейшее его увлечение – вырезание силуэтов из бумаги. В музее родного города писателя Оденсе сохранилась обширная коллекция его рисунков пером (250) и карандашом (более ста), коллажей и силуэтов (которые писатель называл увертюрой к сюжету).

«Я вырезал из бумаги замечательные вещицы. Этот талант был у меня с детства, и многие семейства до сих пор хранят вырезанные мною фигурки», – вспоминал он. Сказочник щедро делился своими маленькими произведениями – не только силуэтами (всего известно более тысячи крохотных резных «панно» его авторства), но и рисунками. В молодости для сына знакомого театрального хормейстера он рисовал книгу «Фантазий и скетчей». И всегда непременно изображал на бумаге новые места, где ему довелось побывать, сопровождая их подробными подписями. Это увлечение возникло еще в ранние годы, в Дании, но расцвета достигло в заграничных поездках. Он запечатлел Афины и Константинополь, испанские и португальские виды, Северную Африку и Германию.

Поездки за границу (сперва Андерсену удалось побывать в Германии на собственные средства) стали для писателя новой ступенью развития. В сверкающих европейских столицах он посещал театры, музеи, знаменитые архитектурные комплексы, встречался со своими блистательными современниками, среди которых – скульптор Торвальдсен и собратья по перу Виктор Гюго и Генрих Гейне, выдающийся музыкант Ференц Лист и многие другие. Будущий великий сказочник смог совершить это прекрасное путешествие благодаря королевской субсидии, полученной по рекомендации влиятельных друзей, отмечавших, что он «умеет изображать картины природы и человеческой жизни».

Да, он обладал этим даром, причём картины рождались не только с помощью слов, но и оживали на бумаге. В его изображениях – зоркость истинного художника, беглость и легкость. Как пишет искусствовед и ученый-скандинавист Мирослава Безрукова, «в них господствует открытое пространство. <…> Линия простая, чистая, точная. Штрих легкий или сгущающийся и уподобляющийся порой орнаментальному узору». Самый примечательный цикл его работ – итальянские зарисовки.

Из первой поездки в Рим в 1833-1834 годах он привёз множество набросков пером. В одном из писем из Италии Андерсен сообщал: «Я стал заядлым рисовальщиком, и художники в Риме поощряют меня, так как у меня хороший глаз, во всяком случае, многие мои рисунки (а их готово уже более ста) – это мое сокровище, которое потом, дома, доставит мне радость. Ах, если бы я только учился рисовать! <…> Моя папка полна маленьких пейзажей Италии, и я с радостью уложу всю страну в свой карман».

Эта фраза – не просто метафора: путевые наброски делались на специально заготовленных листочках размером 7х9 сантиметров, соответствующих размеру жилетного кармашка. По замечанию исследователей Лолы Звонаревой и Лидии Кудрявцевой, «перьевые рисунки писателя экспрессивны, линия подчинена определенному ритму, передаёт состояние природы или особенности архитектуры. Он часто сравнивает увиденное то с произведениями Рембрандта, то с работами малых голландцев – Поттера, Рейсдаля, Ван Остаде».

Окрестности больших и малых итальянских городов, виды Капри и Помпеев, Везувия, могучие горные хребты, пышные пинии и кипарисы, цветы в городских садах, живописные руины и роскошные архитектурные ансамбли, даже уличные сценки – всё оживает под пером Андерсена. «Представьте себе: налево горы, поросшие миртами и оливами, крестьянские домики с лимонными деревьями, а справа – тёмно-синее Средиземное море; крутой утёс, чёрный как смоль и устремлённый в небо, возвышается над водой, под ним плывёт в солнечном свете корабль с надутыми парусами, а по дороге перед нашим экипажем идут восемь-десять монахов-капуцинов с их характерными лицами», – писал он датским друзьям.

«Я поражался, как точно и художественно видел всё вокруг себя Андерсен. Даже глядя из окна пыльной, трясущейся почтовой кареты, усталый и невыспавшийся, он не переставал удивляться пробегавшим мимо него картинам», – рассуждал Анатолий Кокорин, художник, иллюстрировавший сказки датского писателя. Ему вторит Бо Грёнбек, датский исследователь творчества великого сказочника: «Андерсен никогда не уставал смотреть, и его взгляд никогда не притуплялся». Действительно, ведь Ханс Кристиан Андерсен, человек трудной судьбы, был истинным художником во всех смыслах этого слова. Обширная коллекция его рисунков служит ещё одним доказательством этого утверждения. (Небольшую их часть можно увидеть, и не отправляясь в Данию: в отделе иконографии Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей хранится набор из 12 открыток с итальянскими зарисовками писателя, изданный в Оденсе). В наследство благодарным потомкам остались не только его чудесные сочинения, но и небольшие картины, где запечатлены «великанские кипарисы, гордые пинии и оливы», чьи листья «по вечерам напоминают чёрный бархат, с которого каплями стекает ночь».

Совершить чудесное итальянское путешествие можно и таким способом – следуя за Андерсеном по его рисункам, листая подробные увлекательные монографии и остроумные статьи о его жизни и творчестве. ЦНБ СТД всегда поможет неравнодушным читателям узнать что-то новое и интересное о странном нескладном человеке с необычным одухотворённым лицом, добрыми печальными глазами и невероятной фантазией, создавшей так много прекрасных сказок, а с ними – ещё и зарисовок, коллажей и силуэтов, изображающих знакомые с детства сюжеты.

Дарья СЕМЁНОВА