Новости культуры российских регионов
20 ноября 2024
Москва

«Душечка» - пустышка или идеал женщины?

В театре «Школа драматического искусства» молодой режиссёр представил свой взгляд на рассказ Чехова
Фото: Наталия Чебан

В небольшой рассказ «Душечка» Чехов сумел уложить длинную историю Оленьки Племянниковой. Судя по приметам того времени, Чехов явно не с почтением, а с нескрываемой насмешкой относился к таким «пустым» и зависимым от мужчин женщинам, как его героиня, но современным читателям она может показаться чуть ли не идеалом женственности и преданности.

Что ж плохого в том, что покорял её мужской ум – в интересных мужчин легко влюбиться и одно удовольствие восхищаться ими. Что же странного в том, что она растворялась в каждом мужчине, жила его жизнью и принципами, заботилась о нем. Наконец, что смешного в том, что любовь есть смысл её жизни. Видимо, во всем этом её счастье и горе.   

Режиссёр спектакля Артём Черкаев в отличие от автора произведения жалеет Оленьку и в то же время восхищается её внутренней силой. По большому счёту, молодой режиссёр реабилитирует чеховскую героиню: как можно осуждать ту, что хотела быть счастливой, но потеряла всех, кого любила. Страдала, умирала от горя и одиночества и снова возвращалась к жизни, обретая новый смысл.    

«Этот спектакль подобен крику души, в котором чувства героини обнажены, словно электрические провода с поврежденной изоляцией, –говорит режиссер Артем Черкаев. – В любой момент её эмоции могут ударить током или вызвать замыкание чувств».

Режиссёр умело прячет за юмором трагедию жизни, вплетая в спектакль стихотворение Бродского «Портрет трагедии», монолог из «Дяди Вани» и тексты песен Петра Мамонова. Звуковые эффекты только усиливают фатальность жизни Оленьки, а рельсы посреди сцены навевают ассоциации с еще одной печальной историей – той самой, в которой женщина тоже хотела любви. Здесь стоит отметить тонкую работу художников спектакля Елены Ярочкиной, Кирилла Саленкова.

В спектакле артистов только двое. Во всех любимых мужчин Душечки мастерски перевоплощается актёр Кирилл Федоров: он и антрепренер Кукин, и деловой Василий Андреевич Пустовалов, и ветеринарный врач Владимир Платонович Смирин, и его сын Саша Смирин. Все четыре образа такие разные, и артист в них поразительно неузнаваем ни голосом, ни жестами.      

Героиня Алины Чернобровкиной не глупа, она трогательная и интересная. Актриса наделила Душечку многогранностью, с каждым радостным и печальным событием Душечка открывается с новой стороны и подкупает своей искренностью. Несмотря на все, обрушившиеся на неё несчастья, образ её светлый, жизнелюбивый. И краски режиссёр не сгущает, оставляя зрителю надежду на то, что Оленька обязательно справится, выплывет, найдет выход и новый смысл жизни.         

Спектакль «Душечка» создан в рамках «Молодежной программы ШДИ» под руководством Глеба Черепанова. Эта постановка стала одной из работ в трилогии по прозе Чехова, в театре уже с успехом идут спектакли по одноименным произведениям Чехова «Черный монах» и «Моя жизнь». Все три спектакля молодых режиссёров получились достойными.   

Елена ЧУДНАЯ