В центре экспозиции – 5 кинолент, созданных на «Ленфильме» с 1982 по 1991 год: «Пиковая дама» (реж. И. Масленников, 1982), «Первая встреча, последняя встреча» (реж. В. Мельников, 1987), «Господин оформитель» (Реж. О. Тепцов, 1986-88), «Жертва для императора» (реж. Р. Орынбасарова, 1991) и «Пьющие кровь» (реж. Е. Татарский, 1991). Эти фильмы объединяет в первую очередь место действия. Город-загадка, город-мираж, Санкт-Петербург – один из самых мистических городов России, и это не уловка и не попытка создать новый «бренд», а целостный образ, проявившийся в литературе, изобразительном искусстве и кинематографе.
Российское общество накануне сильнейших социальных и внутриполитических потрясений всерьёз увлекается мистикой, символизмом, эзотерикой и оккультными практиками. Ленинградский кинематограф 80-х и начала 90-х годов отражает эту тенденцию в полной мере – это и мистика, и напитанные загадочным символизмом детективы эпохи модерн, и готическая эстетика фильмов ужасов.
В пространстве выставки зрителей ждет погружение в атмосферу мистического и шпионского Петербурга на фоне исторических событий начала XX века. В фильме «Жертва для императора» мы видим на экране Петербург времён русско-японской войны, поражение в которой приведет в 1905 году к революционной ситуации. А «Господин оформитель» и «Первая встреча, последняя встреча» представляют город уже в преддверии Первой мировой войны, ставшей одним из самых крупных и кровопролитных конфликтов в истории человечества.
Арт-инсталляция «Карточный домик» и витражи, городские рекламные тумбы, интригующая детективная доска и тантамареска, атмосферное музыкальное и шумовое сопровождение, афиши, декорации и костюмы – всё это в мельчайших деталях воспроизводит как эпоху Петербурга начала XX века, так и эпоху 1980–х, когда на «Ленфильме» создавались киноленты, ставшие культовыми.
Среди героев выставки: режиссёры Игорь Масленников и Олег Тепцов, актриса Марина Влади, художник Жан Дельвиль, композитор Сергей Курехин и другие.
Кураторы выставочного проекта – арт-группа Doping Pong, Анна Маугли и Дмитрий Мишенин, пионеры цифрового искусства в России. Их самые известные работы – «Новые романтики» в Севкабель порту, выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя» в московском Манеже, а также проекты «Динара Асанова. Незнакомка» и «Исаак Шварц. По волнам киномузыки» на Ленфильме.
Анна Маугли, куратор выставки: «Почему именно в 1980-е годы режиссёры стали чаще обращаться к мистической теме, причём нередко местом действия оказывался Петербург, известный в первую очередь как «город трёх революций», «город-герой»? Какие тайные страхи подпитывали экранный образ мистического Петербурга? Мы рассказываем об этом на выставке и обращаемся и к искусству Серебряного века, и к карточным играм, и к старинным картам города, и к детективной хронике начала прошлого столетия. В декорациях разных эпох мы пытаемся раскрыть тайну города «двойного бытия», в котором стирается граница между явью и сном, жизнью и смертью».
Выставка создана при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и будет работать до марта 2025 года.