Спектакль по одноимённой пьесе турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу рассказывает об окружённом каменными хребтами горном селе, в котором нельзя издавать громких звуков. Девять месяцев в году местные жители разговаривают очень тихо, не смеются в голос, не плачут и даже не чихают, потому что это может спровоцировать сход лавины. И только три месяца в году можно жить по-человечески: кричать от боли, смеяться от радости, рожать детей.
Здесь же разворачивается история запретной любви молодой пары, которая, по легенде, может вызвать настоящее бедствие. В интерпретации режиссера Сойжин Жамбаловой, обладательницы премий «Золотая Маска», лавина, угрожающая жителям, одновременно становится и физической, и метафизической. А сам спектакль — и семейной сагой, и философской притчей о выборе между собой и семьей и о жажде жизни.
«Лавина в спектакле — не столько образ природной, стихийной угрозы, сколько аллегория внутренних, человеческих опасений, что все любимое и дорогое может оказаться разрушенным, — рассказывает режиссер спектакля Сойжин Жамбалова. — Это абсолютно замороженный мир, который мы рисуем и визуальными образами, и системой поведения героев, и (не)звучанием. Мы не разговариваем шепотом, но сохраняем некую настороженность по отношению к звуку. Я рассматриваю зону тишины на сцене как возможность остановки и осмысления себя в мире. Наш спектакль существует на грани двух миров — реального и иллюзорного. Мы подчеркиваем это и сценографией, и пластикой. Хотелось бы создать ощущение, что все герои спектакля застряли где-то в междумирье, как — в некотором роде — и мы с вами».
Творческая команда рассматривает историю семьи с позиций трех поколений. Одни живут прошлым, другие — настоящим, а третьи — боятся лишиться будущего. В общине, где все подчинено определённым законам и правилам, людям с каждой минутой становится все сложнее выстраивать коммуникацию друг с другом.
У Тунджера Джюдженоглу прописан неоднозначный финал, и команда Сойжин решила эту неоднозначность подчеркнуть особо: «Тема «человеческого выбора» в какой-то момент начинает превалировать. И тогда главной мыслью становится то, что человек имеет право сам решать, к какому финалу он готов прийти. На мой взгляд, это действительно очень важно», — объясняет режиссёр.
За хореографию в постановке отвечает лауреат премии «Серебряное крыло» Мария Сиукаева, за музыку — лауреат премии «Арлекин» как лучший композитор Дахалэ Жамбалов, за свет — глава осветительного цеха в театре «Центр драматургии и режиссуры» Анна Короткова.