Несмотря на то, что Юло Соостер работал в Москве, где у него была своя мастерская, сегодня большинство его работ находятся в Эстонии, куда их отвезла жена художника. Выставка в галерее «Веллум» – уникальная возможность увидеть графические и масляные работы важнейшего представителя московского неофициального искусства, созданные им в 1960-е годы. Это работы из коллекции основателя галереи Любови Агафоновой, а также из крупных музейных и частных собраний.
На выставке представлены книжные иллюстрации Юло Соостера, ими он зарабатывал на жизнь – оформил и проиллюстрировал около 80 книг для девяти московских издательств. Есть также эскизы к мультипликационным фильмам «Стеклянная Гармоника» (1968) и «Внимание! Волки!» (1970).
Юло Соостера называют одним из основателей московского концептуализма. А также наиболее европейским из всех советских шестидесятников: эстонское происхождение дало художнику доступ к западной культурной и философской базе, которую он умело использовал, создавая лучшие произведения в Москве.
Он никогда не подписывал свои листы кириллицей, писал протяжное «üüü», похожее на длинные ветви можжевельников, пришедшие из северных сказок. Можжевельник, который в изобилии растёт на родине художника, становится частым «героем» его пейзажей. Его можжевельник приобретал формы геометрических фигур, как колючая лагерная проволока, за которой он прожил несколько лет. Он раскрашивал их в неестественные для природы синие, цвета фуксии, колоры, оставлял скудно-черными, как погасшие глаза старухи, или вдруг всплескивал многоцветными сполохами. Второй гуманитарной любовью Соостера был шумерский миф о сотворении мира из яйца. Образ космоса, бесконечной вселенной, загадки.
Автор и куратор проекта Любовь Агафонова проводит выставки и издаёт книги, посвящённые творчеству этого художника на протяжении уже многих лет: «Соостер – эдакий мужчина северной Эдды, языческий воин с холодным сердцем европейца, живущего в замкнутом пространстве между морем, за лесом, там, где вокруг какие-то непонятные иные, будто из едва уловимого в волшебной сказке – отголоске мифа, хранящего память о прежней Родине, за далекими планетами, куда и посмотреть нельзя. Оттуда эти яйца, египетские тайные знания, смыслы. Оттуда эти можжевельники, какие-то удивительные конусообразные деревья, абсолютно фантастические в своей геометрии, оттолкнувшиеся от футуризма, предреволюционной пластики в русском искусстве начала ХХ века».
Выставка будет работать до 1 декабря.