Новости культуры российских регионов
15 октября 2024
Москва

С днём рождения, открытка!

1 октября исполнилось 155 лет почтовой открытке

Скромная почтовая карточка за полтора столетия стала неотъемлемой частью нашей жизни и даже предметом искусства. Да и как не любить открытку, если она напоминает нам о праздниках?

1 октября 2024 года открытке исполнилось 155 лет. Небольшой кусочек картона стал свидетелем ярких исторических событий: служил и письмом, и листовкой, и средством пропаганды, и предметом искусства. На нём запечатлены жизнь и быт народов и государств, пейзажи, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, народное творчество, деятельность выдающихся людей, собрания крупнейших музеев. «Целый мир во всем его многообразии представлен в открытках-фотографиях», – пишет исследователь-филокартист Э.Б. Файнштейн в книге «В мире открытки» (М.: «Планета», 1976) из фонда Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей. (Ей соответствует шифр 006, обозначающий раздел «Почта и филателия» предметно-систематического каталога). Это ещё и особый вид печатного искусства, служащий для украшения интерьера, а не только удобная форма почтового отправления или средство памяти.

У современной открытки есть древние предки родом из Египта – открытые письма с текстами и рисунками, датируемые приблизительно 2000 г. до н.э. Того же рода – глиняные таблички с клинописью из Вавилона и Ассирии и даже новгородские берестяные грамоты. В Средние века во Франции был учреждён особый вид почты, приписанный к университетам, а именно – к факультету искусств (1296 г.). 1777 год – ещё один этап на пути к возникновению открыток: «По почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого». (Эти карточки гравера Дэмезона не сохранились). Были и пышно украшенные виньетками визитные и рекламные карточки. В этом же ряду можно, как ни удивительно, рассматривать лубки и потешные картинки.

В 1794 году была создана первая «рождественская карточка» (английского художника Добсона): зимний пейзаж и семейная сцена вокруг ёлки; через год тот же Добсон отлитографировал несколько десятков таких и послал своим друзьям; в 1800 году они были впервые проданы. Однако цена на эти изделия была неоправданно высока. Но в 1869 году венский профессор Э. Герман добился выпуска «карточки для корреспонденции» размером 123х85 мм, с отпечатанной маркой достоинством в два крейцера; текст был неограничен. Первая иллюстрированная открытка была придумана сербом Петром Манойловичем в конце 1870 г. А в 1874 г. состоялся Всемирный почтовый конгресс, и к открыткам недоверие прошло. В России открытые письма начали хождение в 1872 г.

Так в мире утвердилась целая отрасль полиграфии по изданию иллюстрированных открыток. К работе на постоянной основе начали привлекать художников. В нашей стране с 1896 г. такие открытки выпускало издательство «Община св. Евгении», сыгравшее важную роль в распространении художественной фотографии. (Время изобретения фотографии – 1839 г., что, в свою очередь, способствовало возникновению замечательных способов печати – фототипии, фотоавтолитографии, фотоксилографии и т.д.).

На долю фотооткрыток выпал грандиозный успех. Это и впрямь документы эпохи. В России одним из самых крупных фотографов-художников был М.П. Дмитриев (часть его обширного архивного фонда хранится в Музее Горького в Москве). Э.Б. Файнштейн подробно описывает важность этого своеобразного жанра. «Иногда открытки отражают произведения изобразительного искусства уже несохранившиеся. Таким образом, они являются единственным источником, дающим представление об этом произведении». А «собрание Н. Тагрина послужило основным материалом для восстановления разрушенной во время войны Варшавы», – указывает М.Я. Чапкина в книге «Художественная открытка. К столетию открытки в России» (М.: Галарт, 1993; также хранится в фонде ЦНБ).

Открытки предоставляют материал для исследования этнографам, краеведам, реставраторам и т.д. Их систематизация весьма изощрённа, но в первом приближении иллюстрированные открытки делятся на репродукционные и репродукционно-документальные (собственно фотография) и оригинальные (исполненные художником специально). Как пишет Чапкина, «они нередко поражали удивительной техникой и манерой своего исполнения: их не только искусно печатали литографией и другими забытыми способами, но и рисовали и раскрашивали от руки на специально выпущенной открыточной бумаге с затейливым кружевом по краям, выжигали на тончайшей фанере, выклеивали из перьев, волос, сухих цветов, кусочков материи, производили тиснение, под давлением вклеивали в изображение шёлк, позолоту, блёстки, позже – пластмассу».

Наверняка многие в детстве собирали открытки (а кто-то до сих пор пополняет свою коллекцию). Для них – книги из фонда ЦНБ СТД, в которых можно почерпнуть много интересных фактов из богатой истории открытки. В отделе иконографии хранятся подборки по самым разным тематикам: есть и традиционные поздравительные, и с изображениями животных, и с репродукциями известных картин, но особенно многочисленны фотооткрытки, посвященные странам и городам, а также местным музеям и достопримечательностям. Большие, поменьше, совсем маленькие (но всегда – в отличном качестве), они хранят память, дают дополнительную научную информацию, да и просто украшают нашу жизнь. На небольшом кусочке картона запечатлена как будто иная реальность, где архитектурные объекты сияют красотой и величием, природа расцветает пышнее, а лица великих людей кажутся ещё значительнее. Мы доверяем открытке слова любви и теплые пожелания. 1 октября стоит адресовать их ей самой. С днём рождения, открытка!

Дарья СЕМЁНОВА