Премьера состоялась в рамках проекта «RE-Конструкция», созданного художественным руководителем театра Георгием Исаакяном как творческий ответ на реконструкцию Большой сцены: концертно-сценическая версия оперы проходит в фойе основной сцены театра. Пространственные и акустические возможности этого фойе уже несколько сезонов позволяют играть спектакли.
«Исполнением оперы Вальтера Браунфельса «Птицы» по пьесе Аристофана театр продолжает ту линию, которая касается полузабытых, малоисполняемых или вовсе не звучавших в России партитур», – рассказывает автор идеи, перевода и режиссёр «Птиц» Георгий Исаакян. – Огромным открытием и для музыкальной, и для театральной общественности стала опера «Нуш-Нуши» Пауля Хиндемита, относящаяся примерно к тому же временному периоду, что и партитура Браунфельса, которая является редкой гостьей даже на мировых сценах. Как и «Нуш-Нуши», эта опера относится к категории затерявшихся жемчужин».
По словам дирижёра театра Артема Макарова, о композиторе и о произведении известно крайне мало. Между тем, творчество композитора относится к эпохе немецкого экспрессионизма, его современниками были Рихард Штраус, Эрих Вольфганг Корнгольд, его старшим современником был Рихард Вагнер, и в музыке Браунфельса слышно их влияние.
Опера «Птицы», которая впервые ставится в России в Театре имени Наталии Сац, стала одним из знаковых и самых известных произведений Браунфельса. Он закончил ее в 1919 году, премьера состоялась в Национальном театре Мюнхена в 1920 году. Опера имела оглушительный успех, Вальтер Браунфельс в одно мгновение стал известным и прославленным композитором. С приходом нацистов к власти Браунфельс был уволен со всех государственных должностей как наполовину еврей и как представитель «дегенеративного искусства». В 1937 году композитор уехал в городок Зюсенмюле на берегу Боденского озера и жил там до конца Второй мировой войны. В своих сочинениях он обратился к камерной музыке, к религиозной и духовной тематике. После войны мэр Кёльна поручил Браунфельсу восстановить музыкальное училище. Композитор вернулся к общественной жизни и к концертной деятельности. Но после смерти композитора в 1954 году его творчество в значительной степени подверглось забвению.