2024-й – год тысячелетия Суздаля, города, в древности бывшего столицей Ростово-Суздальского княжества. Пик празднования грандиозного юбилея пришёлся на август, но и сейчас торжественные мероприятия не заканчиваются. Некоторым становится тесно в родной локации, и 23 сентября в Москве, в особняке «Дом Ростовых» на Поварской, состоялась презентация аудиогида «Кино на ладони», созданного Театральным салоном «Сцена 23» – проектом, вдохновлённым идеей сохранения традиций русской культуры.
Гид, ставший еще одним подарком великолепному юбиляру, озвучен народным артистом России Александром Галибиным и актрисой, художественным руководителем «Сцены 23» Вероникой Вяткиной. Текст написала актриса, режиссёр и сценарист Ульяна Лукина в соавторстве с историком Ильей Чижиковым. Аудиогид рассказывает слушателям не только об исторических достопримечательностях, но и о местах Суздаля, где снимались любимые всеми фильмы: «Метель», «Андрей Рублев», «Женитьба Бальзаминова», «Баллада о Солдате», «Мой ласковый и нежный зверь» и многие другие (как заметила мэр города Алиса Бирюкова, это настоящая земля кино). Информацию сопровождает оригинальная музыка: специально для проекта композитор, балалаечник-виртуоз Михаил Кандауров сделал аранжировки саундтреков из названных картин, а также русских народных песен, используя акустическую балалайку и фортепиано.
Александр Галибин рассказал собравшимся на презентации несколько трогательных историй о том, как он и его семья связаны с Суздалем, и подчеркнул, что для него большая честь и ответственность – быть «голосом» гида. Разумеется, эта теплая доверительная интонация передастся аудиоэкскурсии и будет слышна всем, кто скачает «Кино на ладони» для путешествия по городу. (Для проекта установлено восемь тумб с куар-кодом, по которому можно будет абсолютно бесплатно подключиться к аудиогиду и начать слушать его с любой отправной точки). Эмоции переполняли и Веронику Вяткину, с волнением говорившую об истинной уникальности созданного проекта. В самом деле, он возник поистине волшебным образом, как будто самостоятельно, как с благодарностью отметила Алиса Бирюкова, для которой подготовка к юбилею явно прошла с множеством треволнений.
Присутствовавший на презентации Илья Чижиков рассказал много интересных фактов о Суздале, причем связанных не только с кинематографической историей города. Действительно, это древнее место (впервые упомянутое в летописи в 1024 году, но возникшее намного раньше) полно загадок. Даже этимология его названия не ясна: если считать, что происхождение его славянское, то оно может означать «сухая долина» или «зодчий, созидать, созданный», или «суждение» – то бишь князя, судившего: городу быть! А если финно-угорское? Тогда сложнее: тут вам и «место волчицы», и «смородина», и «девушка». Существует даже версия, что Кидекша – село в Суздальском районе, где расположена первая белокаменная постройка Северо-Восточной Руси, церковь Бориса и Глеба, – это искаженный Китеж (в этом местечке и впрямь было грандиозное наводнение). Кстати, Китежем городу побывать действительно довелось – в кино. Здесь снимали легендарных «Чародеев», так что можно вообразить себя товарищем Сатанеевым и осмотреть конек крыши, куда герой Валентина Гафта так опрометчиво пожелал попасть.
Город киногеничен, как заметил на презентации Александр Галибин. Впервые эту дивную натуру открыл режиссер Владимир Горрикер, рассказавший о своей находке Владимиру Басову. Тот в свою очередь выбрал Суздаль как натуру для «Метели». «В полях под городом Суздаль происходят странные вещи. Только стемнеет, и уже ревут ветродуи: четыре «вертолёта» стоят на снегу и поднимают бешеной силы ветер. Суетятся люди в унтах и куртках – форма полярных летчиков, а из автобуса выходит в легких туфельках прямо в снег стройная белокурая девушка со шкатулкой в руках, в теплом капоте, сшитом по моде 1812 года, и бежит к саням. Там нетерпеливо топчется кучер Терешка, и беседует с конюхом Володей, который привез из Владимира на съемки «Метели» лошадей, и даёт актёру наставления, как сделать тройку послушной», – писала критик Н. Дмитриева в 1964 году.
Да, Суздаль надо слышать: журчание речек, гомон галок, перезвон колоколов, тяжёлое дыхание лошади, бегущей по снегу… Суздаль надо видеть, впитывая его удивительную атмосферу, восхищаясь уникальными постройками. Здесь есть сотни великолепно сохранившихся памятников архитектуры, среди которых пять монастырей, и аутентичная планировка. Конечно, на экскурсии многим будет казаться, что они окунулись вглубь истории: Спасо-Евфимиев монастырь – усыпальница князей Пожарских, а монастырь Покрова Богородицы был местом ссылки царских жён. Центром города, ещё в давние времена бывшего торговым, является Посад, также сберегший на протяжении веков земляные валы и рвы.
Здесь с давних пор сильна традиция огородничества, возникшая где-то и поневоле. Когда-то город располагался на переплетении торговых путей, но в XIX веке речка Каменка обмелела и перестала быть судоходной, а торговля сместилась в нижегородские земли. Отсюда – и легендарная хреновуха, и знаменитые суздальские огурцы (в меню многочисленных кафе Суздаля неизменно обозначаемые как «огурчики», так же как хлеб ласково именуется «хлебушком», а пельмени – «пельмешками»). Кстати, с использованием огурца изготовляется целых пять сортов мороженого. В XX веке в этих местах жили легальные советские миллионеры, ставшие таковыми именно за счет работы на ниве огородничества! Так что особыми красками играет старая поговорка: «Хрен, лук, огурец – вот и суздальский купец».
Маршрут аудиогида оптимален и позволяет гулять осознанно, с целью, попутно совершая маленькие открытия. Так, по числу окон можно угадать социальное положение хозяина дома: три окошечка – мещанин, четыре – священник, пять – купец третьей гильдии, ну а купец второй гильдии мог похвастаться семью. Есть места, не изменившиеся с XVII века, и новая туристическая тропа проходит в том числе и по ним. Интересно, что в 1960-х, когда в Суздале начали создавать музейный центр, хлынувшие в город туристы стали жаловаться на недостаток инфраструктуры. Тогда за дело взялся знаменитый Михаил Посохин, главный архитектор Москвы, спроектировавший гостиничный комплекс. (В эти же годы Суздаль неожиданно обогатился и древней деревянной архитектурой: сюда из соседнего села была перевезена в разобранном виде церковь Николая Чудотворца). Облик города дополняется и благодаря кинематографистам: например, декорации к «Царю» Павла Лунгина до сих пор живут здесь своей отдельной жизнью.
Да много чего есть в Суздале, уникальном городе ожившей истории. В него надо ехать, чтобы воочию увидеть все его чудеса. А услышать их поможет аудиогид «Кино на ладони», созданный неравнодушными творческими людьми для всех жителей нашей большой и древней страны.
Дарья СЕМЁНОВА