Новости культуры российских регионов
3 октября 2024
Москва

Женщина в красном всегда права

Премьерный спектакль «Сферы» «Лёгкое знакомство» – красивая история для тех, кто не перестаёт мечтать, даже когда для этого нет предпосылок
Фото: Маруся Гальцова

На сцене Театра «Сфера» – первая премьера сезона, камерная пьеса Валентина Красногорова «Лёгкое знакомство» в постановке Александра Коршунова. Главреж коллектива давно знаком с этой «нетривиальной историей» (так обозначен ее жанр), поскольку принимал участие в радиоспектакле по ней в 2011 году. С тех пор прошло много лет, однако интерес к тексту у постановщика сохранился. Почему? – Возможно, подскажет только что вышедший спектакль.

Сюжет его кажется весьма интригующим. В ресторане при гостинице одинокий мужчина, специалист по биологической психологии Сергей Одинцов (Алексей Суренский), уныло ужинает, когда к нему подсаживается эффектная блондинка (Валентина Абрамова), затевающая дерзкий, но отнюдь не пошлый разговор. Сперва герой принимает её за ночную бабочку (хотя она такого впечатления не производит, и сложность и тонкость героини особенно подчеркнута игрой артистки), потом – за неё же, но, скажем так, высококвалифицированную, в духе японских гейш и греческих гетер, после – за такую же одинокую, как он сам, женщину, ещё немного погодя – за подарок свыше, затем – вообще бог знает за кого, чтобы лишь в финале понять, что этой встречи он ждал всю жизнь. Красавица непринуждённо переходит с одной интеллектуальной темы на другую, цитирует самые редкие стихи, демонстрирует знание языков и явное знакомство с основами психологии, дразнит собеседника, меняет тон и поведение, остающееся, впрочем, в ироническом русле, даже когда она сердится. В конце концов, очаровав и покорив, но не раскрыв своей тайны (а она точно есть!) незнакомка соглашается подняться в номер к тому, кого она так мастерски завлекала, но прозаическая ситуация имеет небанальное продолжение.

Да, в этом свидании, кажущемся однозначным для обывательской психологии, не будет никакой эротики. Мужчина и женщина продолжат интеллектуальный разговор, становящийся со временем куда более искренним и романтически-возвышенным. Они рассказывают друг другу о себе и своей жизни (героиня, впрочем, менее откровенна, и имя её так и останется неназванным), по-прежнему читают стихи, спорят на научные темы (положа руку на сердце, предмет их беседы не воспринимается даже в жанре «научпоп», настолько популярные вопросы, утомившие в журнальных публикациях и блогах, они обсуждают), волнуются, приоткрывают – конечно, не до конца! – души. Оказывается, что Сергей, обжегшись в двух легкомысленных браках, отказался от мысли о любви. Его обворожительная собеседница, несмотря на счастливую внешность и блестящий ум, тоже обманывалась много раз. Она ведёт странную игру: в юности её героем был Дон Жуан (спорна его трактовка в положительном ключе, но автору виднее), на которого она часто ссылается, но после первого же разочарования женщина решила стать его двойником – с той лишь разницей, что соблазнять мужчин намного проще. Так, значит, её ночной собеседник – лишь очередная «галочка» в списке побед? Вовсе нет: он – едва ли не последний шанс на Ту Самую Встречу, которой ждёт каждая. Но разделяет ли это чувство Он?

Пьеса Валентина Красногорова (особенно в чтении) оставляет впечатление очень сконструированной, чересчур литературной: в ней много слов – умных и остроумных, но всё-таки слов – и мало внутреннего действия, что в иные моменты заметно и в премьере. Признаться, воспринимать описанную историю как нечто жизнеспособное (и на сцене, и в действительности) довольно трудно. Взрослые женщина и мужчина в номере гостиницы читают друг другу стихи… Кто-то обязательно заметит, что такое может быть, – и будет прав: наверное, может. Скорее в кино, конечно, и в наших мечтах. Видимо, в этом и есть главная особенность «Легкого знакомства»: жизнь грубее, циничнее, проще, чем многим из нас хочется, так пусть же в реальности хоть когда-то реализуются наши иллюзии, а не то, что есть на самом деле. Драматург и режиссёр чувствуют запрос общества, понимают, какой разрыв существует между «есть» и «хочу», ощущают очевидную несправедливость очень многих жизненных ситуаций, особенно сегодня. Надо ли писать об этом? – Безусловно. Так же, как и ставить спектакли, создавать произведения искусства в других жанрах, размышлять, говорить вслух. Только надо ни в коем случае не забывать, что даже самое благое начинание и правильный порыв должны быть убедительны. Премьера «Сферы» в этом отношении будет принята явно не всеми.

«Нетривиальная история» поставлена красиво и ненавязчиво. Ресторан, где происходит первая её часть, представлен несколькими круглыми столиками и барной стойкой (сценография Ольги Коршуновой), в части второй трансформирующейся в кровать стандартного гостиничного номера. Превращение осуществляется на глазах у зрителей благодаря рабочим сцены, и этот открытый приём кажется уместным: закончился вечер, служащие уносят стулья – впереди ночь. Возможно, герои одеты уж слишком изысканно (художник по костюмам – тоже Ольга Коршунова): на Нём – элегантный костюм-тройка с щёгольской красной подкладкой на пиджаке, на Ней – светлый деловой костюм, выглядящий очень нарядно благодаря жёлтой блузке без рукавов, той же подкладке – в жёлтом цвете – и «лодочкам» на изящном каблуке. Но мечты и должны быть прекрасными. Как прекрасно алое вечернее платье героини, в котором она возникает у Сергея. Валентине Абрамовой к лицу и туалет, и прическа, и букет цветов, и бокал шампанского, ведь и она тоже – идеал и мечта. В этом дуэте она – очевидно ведущая. В ней много энергии, страсти (к сожалению, не всегда оправданной: эмоциональные взрывы героини порой не убеждают, поскольку для них нет внутренней мотивации в тексте, а в спектакле артистка еще не до конца присвоила себе эти, сказать по правде, умозрительные переживания), иронии. Многие реплики актриса подает с уместной насмешкой, и лёгкий тон ей тоже к лицу.

Её партнёр менее выразителен. Алексей Суренский выбирает спорный игровой рисунок: его герой – скорее, недотепа, шаблонно мыслящий неудачник, так себе специалист (в профессиональном споре незнакомка явно одерживает верх), нежели не слишком счастливый разочарованный умный хороший человек, но тогда не совсем понятно, чем он привлёк красавицу в алом платье. Быть может, такое распределение ролей и положений – ещё один способ вознести на пьедестал Прекрасную даму, как рыцарски делает в спектакле Александр Коршунов. Можно по-разному воспринимать его режиссуру, но невозможно не восхищаться последовательностью его убеждений, его взглядами на творчество и жизнь, его всегда внутренне оправданному выбору материала. Кажется, он искренне верит, что мечта может стать реальностью, а если и нет – всё равно не нужно забывать о мечтах. Эта убеждённость подкупает, и «Лёгкое знакомство», поставленное вдумчиво и серьезно, лишённое пошлости и налёта антрепризы, найдёт своего зрителя. В конце концов, многим близка мысль о том, что женщина – истинная победительница в большинстве ситуаций. Она всегда права, а уж женщина в красном – и подавно.

Дарья СЕМЁНОВА