Третьяковская галерея обладает внушительными коллекциями работ Малявина и Архипова, но ещё не проводила их персональных выставок. В творчестве обоих художников смешались черты импрессионизма, реализма, экспрессионизма и приёмы пленэризма.
Выставка построена на выявлении сходств и различий творческих методов мастеров. Сопоставление работ позволяет проанализировать роль красного цвета в живописи, феминный компонент русской культуры, влияние фольклора на высокое искусство, различие московской и петербургской художественных школ.
Центральным в творчестве Малявина и Архипова стал образ русской крестьянки, который в начале ХХ века ассоциировался с образом России. Широта и удаль русской души, добродушный смех, фактурные женские персонажи, одетые в ярко-красные платки, кофты и сарафаны, — всё это воспринималось как своеобразный символ грядущих перемен в общественной жизни страны и противопоставлялось утонченному искусству модерна.
Творчество Малявина и Архипова сближает виртуозное использование красного цвета — одного из самых сложных в живописи. С древних времен красный цвет имел сакральное значение, ассоциировался с домашним очагом, пожаром, кровью, жертвенностью, божественной властью, использовался в геральдике. В начале ХХ века он прочно связывался с революционной символикой и предчувствием трагических событий. Оба художника, каждый по-своему, сумели найти секрет эмоционального воздействия на зрителя.
Свои самые известные произведения оба мастера создали в Рязанской губернии: Архипов много работал в Солотче, Малявин приобрел имение неподалеку от деревни Аксиньино. Картины художников имеют также этнографическое значение, поскольку в них запечатлен рязанский народный костюм первой четверти ХХ века.
Филипп Малявин (1869–1940) окончил Императорскую Академию художеств в Петербурге, но его дипломную работу «Смех» (1899, Международная галерея современного искусства Ка-Пезаро, Венеция) жюри отвергло за слишком новаторский подход к живописи. В 1900 году ей присудили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже, что обеспечило художнику мировую известность. Масштабное полотно «Вихрь» (1906) было приобретено Третьяковкой. В 1922 году он эмигрировал во Францию, и поздние произведения мастера находятся за рубежом.
Судьба Абрама Архипова (1862–1930) была связана с Москвой, где он развивал традиции русской реалистической школы, много лет преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, активно участвовал в деятельности Товарищества передвижников и Союза русских художников. В 1922 году он одним из первых вступил в Ассоциацию художников революционной России, а спустя пять лет получил звание народного художника РСФСР. Если в дореволюционный период в его творчестве преобладали произведения бытового жанра и пейзажи, то в 1920-е годы Архипов создал целую галерею выразительных народных характеров, среди которых преобладали улыбающиеся крестьянки, наполненные жизненной энергией и оптимизмом.
Выставка будет работать до 16 февраля.