Выставка посвящена истории отъезда поэта за границу, его жизни в Великобритании, США, Швеции и Италии. Экспозиция впервые подробно рассказывает о маршрутах Бродского с 1972 по 1996 год, строится на мемориальных предметах из Музея Анны Ахматовой, музея «Полторы комнаты», Российской национальной библиотеки и частных собраний.
Воображаемые маршруты Бродского часто проходили через миры изобразительного искусства – работы Клода Лоррена, Джованни Баттиста Пиранези, Рембрандта Харменса ван Рейна, Жоржа Брака предоставили для выставки ГМИИ имени А.С. Пушкина, Эрмитаж, музей «Царскосельская коллекция».
Экспозиция начинается с макета комнат в ленинградской коммунальной квартире, где Бродский жил с родителями до отъезда. Обстановка комнат и рабочий стол поэта сохранились благодаря съемке Михаила Мильчика. В целом вся экспозиция имитирует по ширине комнаты Бродского. Разделы выставки посвящены городу, где он жил, условные кабинеты с рабочим столом и памятными вещами, а также окнами, которые свойственны той или иной стране. Через всю экспозицию звучит его голос, в характерной молитвенной манере он читает стихи. Между разделами – видеоролики, символизирующие переходные моменты.
Зал «Аэропорт» с табло вылетов посвящен 4 июня 1972 года. В этот день Бродский навсегда покинул Ленинград. Здесь выездная израильская виза и авиабилет в Вену. На его проводах присутствовало около 25 друзей — все они запечатлены на фотографиях.
Третий раздел «Британия» рассказывает о первом значимом для Бродского зарубежье и о важной роли английского языка, на котором он начал сочинять в эмиграции, а также переводы произведений англоязычных писателей, таких как Джон Донн, Роберт Фрост и Уистен Оден. С редкими изданиями их книг соседствуют фотографии, сделанные Бродским во время ежегодных поездок в Великобританию.
Раздел «Америка» посвящен городам, где Бродский работал. В Мичиганский университет в Энн-Арбор его пригласили в качестве poet-in-residence, то есть поэта-преподавателя. В Америке были изданы многие поэтические сборники Бродского и последующие собрания сочинений. Мотив раздела — овладение чужим языком. Здесь собраны первые американские публикации и альбом фотографий, сделанный родителями Бродского из присланных им снимков.
Следующий зал связан со Швецией, в нем представлены фотографии с вручения Нобелевской премии в Стокгольме (1987), брошюра с переводами выступлений и входной билет на имя Иосифа Бродского. В экспозицию вошли книги с рукописными правками и фотографии из его личного архива, на которых Бродский запечатлен на фоне северных пейзажей с друзьями и женой Марией Соццани. Лето Бродский проводил в Швеции, оно напоминало ему лето в Комарово, где он познакомился с Ахматовой.
Последний зал выставки посвящен его любимой Венеции, куда Бродский стремился, еще живя в СССР. Раздел открывает фрагмент из фильма Лукино Висконти «Смерть в Венеции» – поэт не любил этот фильм, но ему нравился в нем вид Венеции. В одном из интервью Бродский сказал: «Она во многом похожа на мой родной город, Петербург. Если существует перевоплощение, я хотел бы свою следующую жизнь прожить в Венеции — быть там кошкой, чем угодно, даже крысой, но обязательно в Венеции». В 1997 году Бродский был похоронен на кладбище Сан-Микеле.
Выставка будет работать до 12 января.