Новости культуры российских регионов
13 сентября 2024
Москва

Как digital-арт меняет городскую среду

В торговом центре BoscoVesna открылась выставка одного из пионеров медиа-арта в России Аристарха Чернышева «Техноорганика»

Коллаборация посвящена размышлениям о том, как цифровое искусство меняет любое пространство, а также о синтезе технологических инноваций и природных элементов. Проект «Техноорганика» задействует фасад здания, пространство атриума и несколько этажей.

«Кто-то скажет, что между вешалками и манекенами искусства быть не может, – говорит директор BoscoVesna Игорь Казаков. – Но оказалось, что может, и наши проекты доказывают, что современный торговый центр — это нечто большее, чем просто место для покупок. Мы создаём пространство, где человек может отвлечься, познакомиться с актуальным искусством и поразмышлять».

Аристарх Чернышев известен экспериментами с различными технологиями, включая искусственный интеллект, 3D-печать и DIY-электронику. В своих проектах он часто использует методы спекулятивного дизайна и биомимикрии, высказываясь о будущем и исследуя новую эстетику.

Выставка включает в себя работы на тему чрезмерного потребления, взаимодействия человека и технологий с природным миром. Например, художник представил надувные скульптуры из серии «Абстрактная инженерия» – это объекты без функционального предназначения, результат визуального эксперимента: некоторые скульптуры по форме похожи на сердце, но скрещены с ядерными реакторами и техническими устройствами.

Видео и принты в технике лентикулярной печати серии «Подвижные трансформации», а также антропоморфные фигуры в движении – они превращаются то в органические цветочные объекты, то технологические, а порой даже в анималистические в виде подвижных морских гадов. Всё это выглядит завораживающе, сложно оторвать взгляд.   

Среди объектов есть и интерактивные инсталляции в виде дополненной реальности. Например, глядя в экран можно увидеть на своей ладони растение росянку, которое питается насекомыми – для нас они тоже могут быть источником белка, а можно в буквальном смысле погрузиться в мир мусора – увидеть себя облепленным им на специальном.  

«Хотелось бы, чтобы человеческие технологии были именно такими — без гор мусора и огромных полигонов с отходами, а самовоспроизводящимися, когда все от нее являются естественными и употребляются в природе во вторичный цикл, – говорит художник Аристарх Чернышев. – Идея коллаборации и сформировала такое название — Техноорганика». Под «техникой» мы обычно подразумеваем какие-то жесткие конструкции, элементы, которые со временем нужно как-то утилизировать или перерабатывать, а «органика» говорит нам о тех вещах и явлениях, которые утилизировать не нужно, потому что все возвращается туда, откуда пришло».